Украина и война: считаем потери

Украинская экономика показала удивительную живучесть в условиях полномасштабной войны, развязанной путинской Россией. Тем не менее, потери чудовищные. Вопрос их восполнения на повестке дня. Т.к. экономическая составляющая для победы не менее важна - при всем героизме ВСУ. Об этом говорит исторический опыт.


"Россия заплатит". Когда и сколько?

В математике есть термин "экспоненциальный рост". Это когда некая величина растет со скоростью, пропорциональной самой величине. Примерно так же сейчас с экономическими потерями от войны.

По оценкам Минэкономики, которые озвучил первый замминистра Денис Кудин, только прямые убытки от войны по состоянию на 11 марта уже достигали $120 млрд. Это единовременные потери от разрушения больниц, детсадов, школ, мостов, дорог и т.д.

Эти потери подсчитываются как стоимость восстановления данных объектов. Причем уже 15 марта премьер Денис Шмыгаль на встрече с главами правительств стран "вышеградской четверки" назвал гораздо большую цифру.

"Предварительные расчеты говорят, что прямые единоразовые потери для Украины составляют более $500 млрд", - сказал премьер. Позднее он пояснил, что эта сумма включает стоимость ущерба от разрушения вышеперечисленной гражданской инфраструктуры - $120 млрд.

Еще $270 млрд – от разрушения военной инфраструктуры плюс "другие общественные расходы". И $290 млрд - оценочные потери экономики, т.е. валового внутреннего продукта в пересчете на месяцы, в течение которых ведутся боевые действия.

Если же сюда приплюсовать потери в виде недополученной прибыли и не вложенных инвестиций - цифра получается и вовсе астрономическая. По словам Д.Шмыгаля, это более $1 трлн.

Киевская школа экономики KSE в апрельском обзоре оценила общие потери в более скромную сумму – $564-600 млрд. Но и она, безусловно, впечатляет. Тем более, что за этой цифрой стоят предприятия, разрушенные российской военщиной – такие, как мариупольский комбинат "Азовсталь".

Последствия авиаудара российской авиации по "Азовстали". Скриншот видео

Иначе и быть не может: активные боевые действия ведутся на территории 10 областей, дающих порядка 50% ВВП страны.

По подсчетам KSE, только за неделю боев с 4 по 11 апреля ущерб инфраструктуры составил $12,2 млрд. А в целом с начала войны достиг $80,4 млрд. И, как отмечал Д.Кудин, эта цифра будет расти каждый следующий день.

KSE приводит данные, в соответствии с которыми за первые 47 дней российского военного вторжения в Украине повреждены либо разрушены 23 тыс. км дорог, 277 мостов, 10 военных аэродромов, 8 гражданских аэропортов и 2 морских порта. Частично либо полностью уничтожено 37 тыс. м кв. жилья.

Это та арифметика войны, подсчитать которую относительно легко. Что же касается общих потерь, то в любом случае они будут из разряда "попасть пальцем в небо".

Например, министерство агрополитики оценило потери от войны за первый месяц в $1,5 млрд - в виде недополученных доходов от экспорта сельхозпродукции. Цифра была получена очень просто: в министерстве взяли общую сумму сельхозэкспорта за 2021 г. и разделили на 12.

Но кто знает, сколько зерна, подсолнечника, яиц и куриного мяса смогли бы на самом деле экспортировать в марте 2022 г. украинские производители? Возможно, они и не продали бы столько продукции, как год назад. А может, и наоборот: превзошли бы прошлогодний показатель.

Опять же: никто на самом деле не знает, какими были бы сейчас экспортные цены на продовольствие, если бы не путинская война против Украины. Они могли быть как выше, так и ниже прошлогодних.

Косвенно про общие потери экономики (их невозможно точно подсчитать, но это не значит, что их нет – они колоссальны) можно судить по данным ПАО "Укрзализница" и Национального банка Украины.

Так, ж.-д. грузоперевозки за первый месяц войны упали на 70%,т.е. в 3 раза. А объем торгов на межбанковском валютном рынке сократился с $500-700 млн до $100-200 млн в день.

Между тем очевидно, что компенсировать эти общие потери в любом случае никто не будет. Только прямые. Но и здесь есть нюансы.

Д.Шмыгаль утверждал, что восстанавливать страну собирается за счет репараций РФ и за счет средств партнеров Украины. Если говорить о втором источнике, то вопрос в следующем: действительно ли это будет безвозвратная помощь или все-таки речь идет о кредитах?

Потому как ранее в СМИ было принято называть "макрофинансовой помощью" кредиты, предоставляемые Украине Евросоюзом. Хотя на самом деле: какая же это помощь, если ее потом надо возвращать? Да еще и с процентами – пусть и небольшими.

В таком случае честнее сказать, что восстанавливать Украину предстоит за собственный счет – а не за счет партнеров. Что ж касается репараций (т.е. компенсационных выплат) России – то они возможны. Поэтому и проект KSE по подсчету украинского ущерба называется "Россия заплатит".

Название хорошее и правильное. Конечно, заплатит. Но при одном условии. Здесь надо вспомнить, что репарации по итогам второй мировой войны выплачивала Германия. Для которой эта война закончилась полным разгромом и капитуляцией.

Поэтому если, как и в случае с нацистской Германией, эта война закончится подписанием капитуляции в Кремле, т.е. будет полное и безоговорочное военное поражение России – то она заплатит.

Если же война завершится подписанием мирного договора по итогам переговоров в Анкаре, Женеве или где угодно еще – репараций не будет. Потому что переговоры сами по себе подразумевают некие компромиссы и взаимные уступки.



Реакция на шок

Правительство в лице Кабмина, Верховной Рады и президентского офиса адекватно отреагировало на экономический шок, вызванный полномасштабным военным вторжением России.

Прежде всего это выразилось в снятии прежней непомерной налоговой нагрузки с предприятий и граждан – на период войны.

Так, уже 24 марта ВР приняла изменения в законодательство, освободив импорт всех товаров от налога на добавленную стоимость (НДС). Решение абсолютно логичное: оно позволяет не допустить роста цен, а где-то даже снизить их.

При этом, как ранее отмечал "Остров", в условиях войны Минфин может не беспокоиться о снижении бюджетных доходов. Т.к. основным их источником теперь стало внешнее финансирование: займы и гранты западных партнеров Украины.

Кроме того весь бизнес, включая компании и предприятия с годовым оборотом (доходы + расходы) до 10 млрд грн освобожден от уплаты НДС и налога на прибыль. Для них снижены экологический и земельный налоги.

Не забыты и граждане. Для них отменены налог на недвижимость, на ввоз авто, запрещены штрафы за просрочку потребительских кредитов и выселение из жилья за просрочку платежей по ипотечным кредитам.

Сняты и административные препоны. Заместитель главы президентского офиса Ростислав Шурма, курирующий экономический блок вопросов в администрации Владимира Зеленского, 20 марта сообщил об отмене 95% разрешительных документов (включая лицензии), которые требовались в мирное время для открытия и ведения бизнеса.

Также "ОстроВ" отмечал, что многие предприятия вне зоны боевых действий были вынуждены остановиться из-за проблем с доставкой своей продукции через морские порты.

Поэтому не кто-нибудь, а именно глава транспортного ведомства Александр Кубраков приезжал в Запорожье и Кривой Рог решать вопросы запуска находящихся там крупных промышленных предприятий.

По итогам встреч он анонсировал в конце марта возобновление работы отдельных металлургических заводов. Действительно, в апреле "Арселор Миттал Кривой Рог" и "Запорожсталь" запустили ранее остановленное производство.

Это стало возможным в т.ч. благодаря решению Кабмина, который своим постановлением от 30 марта выделил деньги (сумма в официальном сообщении не указывается) на страхование ж.-д. экспорта.

Т.е. правительство будет платить владельцам груза (предприятиям-экспортерам) и компаниям-перевозчикам страховое возмещение - если его откажутся предоставить зарубежные страховые компании.

Таким образом частично решается вопрос удешевления ж.-д. перевозки массовых промышленных грузов на экспорт через западную границу.

Кроме того, министр агрополитики Украины Николай Сольский и министр сельского хозяйства Польши Генрик Ковальчик в начале апреля договорились о создании т.н. "сухого порта" на границе – для увеличения пропускной способности существующего транспортного коридора.

Это позволит частично компенсировать потери от прекращения украинского агроэкспорта через порты, пояснили в польском правительстве.

Достаточно неплохо госкомпания "Укрзализница" справилась с эвакуацией промышленных предприятий из зоны боевых действий в центральные и западные регионы. Если по состоянию на 10 марта в процессе переезда находились персонал и оборудование 7 заводов, то к 6 апреля уже 178 предприятий полностью завершили эвакуацию в рамках госпрограммы, принятой Кабмином.

Переезд в более безопасные для производства районы позволяет сохранить и заново включить в работу часть промышленного потенциала. Который в ином случае мог быть полностью потерян.

По состоянию на 5 апреля 67 заводов приступили к работе на новом месте. При этом стоит отметить стремительную динамику эвакуации промышленных активов. Она показывает, что бизнес не верит в скорое завершение войны – иначе какой смысл переезжать?

Среди антикризисных мер заслуживает внимания и новая госпрограмма трудоустройства беженцев. Как сообщил 21 марта премьер Денис Шмыгаль, компании и предприятия будут получать от государства единоразово по 6,5 тыс. грн за каждого взятого на работу жителя из региона, в котором ведутся активные боевые действия.

Конечно, сумма более чем скромная. Но это тот самый случай, когда наличие небольших стимулов лучше, чем их полное отсутствие.

Адекватную реакцию получила и ситуация с работой углепрома. По данным министра энергетики Германа Галущенко, которые он озвучил 6 апреля, угледобыча на госшахтах рухнула на 30% в результате проблем с транспортировкой, возникших в условиях войны.

В связи с этим государство постановлением Кабмина установило специальную цену на газ 7090 грн/1000 м3 для теплоэлектроцентралей и тепловых электростанций, вынужденных использовать газ вместо угля из-за падения его добычи.

В целом же принятые решения позволили удержать экономику на плаву и не допустить еще большего обвала.

Все последние десятилетия Россия  пыталась убедить мир, что Украина - несостоявшееся государство. Но, начав войну с нами, - убедила в обратном.

Виталий Крымов, "ОстроВ"

Статьи

Страна
22.11.2024
14:00

Украинская металлургия: вверх или вниз?

При ухудшении ситуации в Донецкой области из-за потери источников поставок коксующегося угля выплавка стали может сократиться до 3-4 млн т. Речь о Покровске.
Мир
21.11.2024
19:00

Политолог Константин Матвиенко: У РФ нет стратегического запаса, чтобы долго продолжать войну. Они выкладывают последние козыри

Ближе к ядерной войне мы не стали, это совершенно однозначно. Я уверен, что РФ не решится на ядерную эскалацию, что бы мы ни делали с дальнобойными ракетами США и других стран.
Страна
21.11.2024
18:00

«Рубеж» или последний рубеж?

«Рубеж» - это действительно рубеж возможностей Москвы в конвенциональном оружии.  Поэтому, ему лучше чтоб все думали, что у РФ есть такое оружие и боялись, чем знали это наверняка. Тем более, что количество  "Рубежей" может быть чисто...
Все статьи