Бизнес по-лугански или Кто спасет экономику от киевских танков и местных мародеров

Политическое противостояние, фактическое ведение военных действий и отсутствие каких-либо гарантий для бизнеса ставят экономику Луганщины на грань краха. Приток капитала в область снизился в шесть раз, поставщики боятся завозить товар из-за откровенного грабежа на блок-постах, а объемы продаж за пределы области ежедневно снижаются из-за того же «отжимания» товара на дорогах. Что в данной ситуации делать бизнесу: держать нос по ветру, подчиниться обстоятельствам или противодействовать силой?

«С кем договариваться?»

Главный вопрос, не дающий покоя луганскому бизнесу: с кем договариваться?

С Киевом, уже успевшим наглядно продемонстрировать несостоятельность власти и расхождение между желаниями и способами их достижений, или с вооруженным правительством самопровозглашенной республики, явно страдающим от нехватки опытного руководящего звена «крепких хозяйственников», но исполненным пионерской решимости строить новую независимую республику?

Не уважать решения автоматчиков, появившихся на дорогах области, – смерти подобно. С другой стороны, Киев, хоть и теряет свои позиции на Донбассе, до сих пор давит на сознание ряда луганских бизнесменов как Дамоклов меч. Кому платить налоги, с кем дружить, как возить товар и как существовать в условиях войны?

Решить эти вопросы луганские бизнесмены попытались на съезде предпринимателей 22 мая. Отметим сразу, что данный съезд – это первая встреча бизнеса области и руководства ЛНР лицом к лицу, так что событие это, в какой-то степени, эпохальное.

Согласно озвученной в начале съезда повестке дня, вопросы, волнующие бизнес, были облечены в такую форму: проблема экономического кризиса в области и пути его стабилизации, а также делегирование полномочных представителей от бизнеса для проведения переговоров с различными структурами.

Готовность луганского бизнеса договариваться с «различными структурами» сразу подчеркнул модератор съезда Борис Макаревич: «Небольшая ремарка: мы с вами – граждане Украины. Мы жители Луганской области. Мы – бизнес-сообщество Луганщины. За нами более двухсот тысяч рабочих мест. К нам прислушиваться должны просто все. Наша основная цель – навести порядок в области и не допустить кровавую бойню. Если нам это удастся, если получтся провести посредническую деятельность между конфликтующими сторонами, то это и будет то, ради чего мы собрались сегодня».

Далее ситуация начала перетекать ближе к конкретизации, ибо, как отметил директор ЧАО «Набат» Николай Зеленец, «одной задницей на двух лодках не усидишь». По его словам, «нельзя не уважать людей с автоматами, контролирующих область», так что «необходимо определяться».

«Что мы делаем для того, чтобы урегулировать данную ситуацию. Мы должны сказать друг другу, что мы и где мы. Идет развал страны. Прежнее устройство государства Украина, как территориально, так и конституционно, невозможно. Слишком много сказано друг другу. – Сказал г-н Зеленец. - Сначала мы должны определиться между собой, куда мы едем и выработать единую карту, по которой мы будем идти. Если это единая Украина, то тогда только федеративный строй, если это Луганская народная республика, то что тогда делать? Потому что нельзя не уважать людей с автоматами, которые контролируют сейчас область. Мы должны принять либо одну, либо - другую сторону. Мы должны выбрать маршрут».

Уголь и медикаменты

Между околополитическими прениями и откровенно философскими рассуждениями «о проблемах и необходимости сложного выбора» также прозвучало немало интересных цифр и фактов. Так, по мнению директора организации работодателей угольной промышленности области Алексея Склярова, шахты и шахтеры Луганщины не выживут без государственной, читай киевской, поддержки и дотаций. Средств, полученных от реализации добываемого угля, хватает на 20% заработной платы.

«Сегодня угольщики как были, так и есть самая сплоченная рабочая сила, а это - около ста тысяч трудящихся в Луганской области. Ситуация в угольной отрасли сегодня такова, что без государственной поддержки, без дотаций отрасль существовать не может. Я хочу привести несколько цифр: в прошлом году в бюджете Украины было заложено и областью получено четыре с половиной миллиарда дотаций – это господдержка на себестоимость. В первом квартале текущего года получили один миллиард гривен по господдержке. Сегодня шахтерам непонятно, что будет завтра. Где брать деньги на выплату зарплаты? Средств, полученных от реализации добываемого угля, хватает на 20% заработной платы. Что делать остальным?», - обрисовал ситуацию на луганских шахтах А. Скляров.

Довольно неоднозначно выглядела проблема ввоза медикаментов на территорию области.

Мнения разделились: ситуация, со слов участников съезда, варьировалась от оголтелого дефицита до полных закромов.

Сергей Шахов, представитель «аптечного» бизнеса Луганщины: «В Луганске, как и в области, практически останавливаются поставки медикаментов. Поставщики отказываются в виду сложной криминогенной обстановки, досмотров на блок-постах, несанкционированного отбора части товара. Невозможно ввозить спирт или обезбаливающие препараты. Скоро при операциях мы будем использовать не спирт, а одеколон, как во время ВОВ. Поэтому, я хочу обратиться к господину Болотову с данным вопросом. У нас возникают сложности. Как продукции пересекать блок-посты?».

Однако с г-ном Шаховым не согласился гендиректор КП ЛО «Фармация» Виктор Бабасиньян: «Медикаментов в области - на полтора месяца, завезено на два месяца наркотиков и наркозных препаратов. Нам давно грозили антитеррористической операцией, так что мы представляли, как может развиваться ситуация. Если нормально общаться с людьми, то можно получить пропуски и завозить медикаменты через блок-посты. Все нормально решается в рабочем порядке, никаких особых препятствий нет».

Внутриобластная кооперация – выход из ситуации?

Среди проблем, мещающих бизнесу Донбасса развиваться, участники съезда называли не только проблемы ввоза, но еще в большей степени – вывоза.

«Считается, зачем мы будем кормить западные и центральные области. Люди не понимают, что нам нужно торговать и завозить сюда деньги, чтобы люди получали зарплаты и могли купить эти продукты питания», - говорили предприниматели.

В качестве одного из путей стабилизации предложили обратить внимание на внутриобластную кооперацию: «За последние семь месяцев приток капитала в область уменьшился примерно в шесть раз. Нас боятся и не хотят с нами работать. Спасти нас сегодня может внутриобластная кооперация. Мы должны максимально сохранить деньги у себя в области, потому что как мы видим, извне уже никто вкладывать не хочет», - считает Андрей Яковлев.

«Сюда приехали неравнодушные люди, чтобы подумать вместе: что делать дальше. И задать свои вопросы господину Болотову. Здесь собрались люди, которые взяли на себя ответственность за судьбы наших людей, и чтобы они не перестреляли друг друга, и чтобы голодный бунт не сметал и наших и ваших. Мы должны протянуть руку всем сторонам этого конфликта. Пока у нас не получилась своя Одесса, свой Мариуполь или Славянск. Бизнес обязан стать посредником между воюющими сторонами, пока мы все не протянули ноги. Мы хотим спросить: как руководители республики планируют действовать когда Нацбанк отключит банковскую систему? Какой у них запасной вариант, чтобы не парализовать промышленность нашего региона? Как они собираются себя вести после того, как сожгут окончательно таможни? Как нам быть, когда блок-посты стали маленькими таможнями? Мы не можем реализовать свой товар, в котором заложена зарплата всех тех людей, работающих на наших предприятиях. Мы готовы разговаривать не только с центральной властью, но и с Луганской народной республикой», - сказал председатель правления АПП «Мост» Андрей Недовес.

Можно ли спрятаться в «раковине» независимой республики?

Председатель Регионального совета предпринимателей Геннадий Морозов в свою очередь отметил, что мир взаимосвязан и глобализуется, потому прятаться в своей раковине в составе независимой республики – вызвать экономический хаос: «Я часто слышал, что вот мы запустим НПЗ, вот мы запустим «Азот». Я могу многое об этом рассказать, но сразу резюмирую: так могут говорить лишь абсолютные дилетанты, которые в своей жизни ничего не заработали. Ни одна международная компания здесь работать не будет. Ни одной тонны нефти и ни одного кубометра газа нам никто не поставит. Нас не устраивает и антитеррористическая операция и блок-посты, которые стоят непонятно с каким контингентом. Мы не хотим видеть здесь вооруженных людей. Если не начнутся переговоры, то у нас останутся одни экономические методы. Такие как забастовки, отказ от уплаты налогов во все бюджеты страны, как в местные, так и в центральные».

Вариантов развития событий на Луганщине, а их, по словам президента Луганской региональной торгово-промышленной палаты Сергея Кириченко, всего два, и единственный выход «не утопить область в крови» - это «диалог и умение находить компромиссы».

Первый вариант предполагает определить уполномоченных лиц и начать диалог с Киевом. Дескать, для полноценной жизнедеятельности региона, который живет по-прежнему в правовом поле Украины, нужна полноценная юрисдикция украинских законов, полноценная работа местных органов власти и правоохранителей. Одновременно необходимо решить вопросы снижения криминогенной ситуации, восстановить безопасное транспортное сообщение, в том числе - железнодорожное в западном направлении, (а не только в сторону России), сохранение торгово-экономических связей предприятий и организаций, возобновление кредитно-инвестиционной деятельности, стабилизация работы банковской системы.

Второй вариант - идти по пути отдельного государства, которое становится непризнанным либо частично признанным мировым сообществом, а это влечет за собой очень серьезные риски с точки зрения международного законодательства и опыта существования аналогичных государственных образований.

«Сегодня в мире есть такие государства. И, проанализировав их состояние и развитие, можно говорить о ряде проблем, с которыми может столкнуться бизнес, особенно в сфере внешнеэкономической деятельности. Это двойное таможенное оформление и налогообложение; транспортные проблемы; высокая совокупная налоговая нагрузка; отсутствие самостоятельной платежной системы; отсутствие системы международной отчетности и многое другое», - заявил Кириченко.

Все это, по его словам, поставит бизнес Луганщины в очень невыгодные условия и сделает его практически невозможным (сделает товары производимые регионом неконкурентными на рынке), так как структура экономики нашего региона «исторически сложилась как экспортно-ориентированная и поэтому максимально зависима от внешних рынков».

«Осознавая тот факт, что жители области имеют работу и соответственно, обеспечивают свои семьи, бизнес хочет услышать каким образом будет обеспечиваться его безопасность на территории самопровозглашенной Луганской народной республики. Ведь следует отметить, что от отчислений бизнеса сегодня зависит наполнение украинского бюджета, а это выплаты бюджетниками, социально защищенным слоям населения.И если глава Луганской народной республики заверит, что безопасное ведение бизнеса в регионе будет гарантировано и от правительства республики будет определено контактное лицо, ответственное за взаимодействие с бизнес-сообществом, Луганская торгово-промышленная палата готова временно создать на своей базе call-центр по оперативному реагированию для решения проблемных вопросов, препятствующих хозяйственной деятельности», - подчеркнул президент Луганской РТПП.

Итогом съезда стал столь долгожданный ответ г-на Болотова на столь многочисленные вопросы. Комментарий Валерия Болотова приведем полностью, без сокращений, и отметим, что судя по воцарившемуся в зале молчанию после слов Болотова, стало понятно, что бизнес надеялся на более обширную речь.

«Я, естественно, прежде всего, забочусь о народе Луганщины, и мое первое желание - чтобы область хотя бы не провалилась экономически. Я хотел бы, чтобы была действительно создана инициативная группа, которая могла бы работать с новым правительством. Еще хотелось бы, чтобы все деньги из области не уходили в Киев, а оставались большей частью в республике. Насчет блок-постов и мародерства: с этим мы боремся, и поверьте, с сегодняшнего дня это будет намного жестче. Да, у нас работает много групп, которые представляются мной или еще кем-нибудь. Это будет очень жестоко караться. Насчет пропусков: мы со всеми работаем, и никогда нашей целью не было задавить бизнес. Наоборот, я заинтересован, чтобы мы экономически поднимались. Любые предложения я всегда с удовольствием рассмотрю», - сказал Болотов.

Впрочем, неловкое молчание и повисшие в воздухе вопросы растворились в аплодисментах. Съезд перешел к принятию резолюции, которая включила несколько пунктов. В том числе: остановить проведение АТО и начать переговорный процесс между всеми сторонами конфликта, обратиться к главе Луганской народной республики Валерию Болотову с требованием на период переговорного процесса обеспечить безопасность мирных граждан, сотрудников предприятий их семей, а также возможность беспрепятственного ведения бизнеса, наделить полномочиями всех участников переговорного процесса для выхода из конфликтной ситуации и утвердить состав переговорной группы.

В состав рабочей группы от имени бизнеса Луганщины было решено включить: председателя Совета предпринимателей при ЛОГА Геннадия Морозова, председателя правления ОО «Объединение организаций работодателей Луганской области» Бориса Макаревича, президента Луганской РТПП Сергея Кириченко, руководителей предприятий Сергея Горохова и Андрея Недовеса.

Артем Брюханов, «ОстроВ»

Статьи

Мир
18.12.2024
12:00

«Киев готовит рождественское наступление». Российские СМИ об Украине

«Всё больше признаков того, что генштаб ВСУ и главком Сырский готовят новое наступление. Судя по всему, Зеленский не отказался от своей идеи про очередной «контрнаступ»
Страна
18.12.2024
00:00

Коррупция в Днепропетровской области: о чем молчит статистика

"Антикоррупционная реформа была заявлена ​​как достаточно серьезная, но начала работать по-нашему, по-украински. Наше общество ставит средства выше чести, никакая реформа не сможет исправить такое общество".
Донецк
17.12.2024
11:57

Инсайд из Донецка.  Мифы и реальность о жизни в оккупации сегодня

Это ж только по телевизору у нас все так россию любят и путина. На самом деле никакой любви нет. Просто терпят и молчат, чтоб не посадили. Ну или если по работе нужно – любят.
Все статьи