Great Real Art, или как в Украине появился "театральный Оскар"

В Украине второй год подряд проводят свой "театральный Оскар" - всеукраинский театральный фестиваль-премию ГРА/GRA (Great Real Art).

GRA была основана Национальным союзом театральных деятелей Украины в прошлом году. Инициатор - Богдан Струтинский. Проект реализуется при поддержке Министерства культуры Украины и Департамента культуры КГГА.

Такая поддержка, предоставленная еще предыдущей властью, подтверждает идею о том, что можно сшить, объединить страну через культурное пространство. И проведение подобного фестиваля - один из инструментов.

Фестиваль всеукраинского масштаба - это история про здоровую конкуренцию, которую хотелось бы видеть, среди театров разных форматов и собственности.

Итак, с 24 по 30 ноября на разных театральных площадках Киева были представлены 12 лучших спектаклей 2018 года разных украинских театров, которые отобрали эксперты. Каждого номинанта (спектакль) оценивало международное жюри: журналист, музыковед и музыкант Дитер Топп (глава жюри, Кельн, Германия); историк, педагог и общественный деятель Адам Бала (Варшава, Польша); генеральный директор Национального театра "Ион Дачиан" в Бухаресте Бьянка Ионеску-Балло (Румыния); драматург, публицист, театральный критик Томас Ирмер (Берлин, Германия); театральный критик, переводчик, драматург Жанна Лашкевич (Минск, Беларусь).

Победителей определили в 6 общих и 6 индивидуальных номинациях. И уже 30 ноября в театре им.И.Франко лучшие из лучших получили свои награды.

Спектакли-победители, как, впрочем, и весь шорт-лист, - это театральный маршрут для зрителя. Кстати, в кулуарах на закрытии фестиваля, звучала идея, что хорошо было б еще учитывать и голоса зрителей, выделив отдельную номинацию. Почти все спектакли проходили с аншлагом.

А теперь о победителях фестиваля GRA. Лучшим драматическим спектаклем признан "Плохие дороги", который сейчас можно увидеть на сцене Киевского театра на Левом берегу режиссера Тамары Труновой по текстам Натальи Ворожбит. Также Трунова получила награду за лучшую режиссерскую работу.

И еще спектакль стал лауреатом в номинации за лучшее музыкальное решение.

Кстати, впервые "Плохие дороги" были поставлены на сцене два года назад в лондонском театре Royal Court. И как рассказывала в интервью "ОстроВу" Наталья Ворожбит  ей пришлось многое объяснять британским актерам, а именно: "историю Украины, начиная с развала СССР и по сегодняшний день. Подробно - о событиях на Донбассе, причины конфликта, взаимоотношения людей".

И уже в 2018 году "Плохие дороги" впервые показали в Киеве на "Сцене 6", а позже "перенесли" в Театр на Левом берегу.

Это спектакль о людях, живущих на войне, в прифронтовой зоне. Именно о людях и отношениях между ними под влиянием войны.

Основной акцент в сценографии спектакля - металлический забор, который отделяет не только зрителей от сцены, и в то же время имеет массу смыслов в зависимости от каждой истории. Главная из которых - грань между человечностью и степенью обесценивания личности и отношений. Здесь не звучат пафос или наставления, потому что текст написан на основе документального материала.

В спектакле много метафор на вербальном и визуальном уровнях. И в актерском исполнении очень четко выражается контрастность между "я" и "толпа", как безликая масса людей.

"Плохие дороги" - откровенный и жесткий спектакль, но однозначно необходимый для украинского социума. И потому, наверное, у части зрителей вызывает неоднозначную реакцию. Например, когда его в мае показывали в Ивано-Франковске в рамках фестиваля "Карпатский простир", некоторые зрители выражали свое возмущение "нелицеприятными" сценами. Тем не менее это наши реалии. И учитывая, что на Донбассе продолжаются военные действия, проблема человеческих отношений еще более усугубляется, превращаясь в очень извилистую дорогу… И кстати, спектакль ориентирован для зрителей 18+.

В номинации "Лучший спектакль камерной сцены" награду получил спектакль "Фрекен Юлия" в столичном театре "Золотые ворота". Насыщенный метафорами-символами спектакль поставил Иван Урывский. Постановка интересна режиссерской трактовкой драмы Стриндебрга и, безусловно, психологически глубокими образами.

Лучшим поисково-экспериментальным спектаклем признан "Мир в ореховой скорлупе" столичного Театра на Печерске.

Национальный театр оперетты взял премию - "За лучший музыкальный спектакль в жанре оперы / оперетты / мюзикла" за спектакль "Скрипач на крыше".

Лучшим спектаклем для детей стал "Король Дроздобород" Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества.

Единственная номинация, где киевляне уступили первенство - это "За лучший хореографический / балетный / пластический спектакль". Награды удостоена Львовская опера за спектакль "Правда под маской". Интересно, что в этой же номинации была постановка "Киев Модерн-балета" - "Спящая красавица", которая отличается интересной авторской хореографией, шикарной сценографией и международной творческой группой.

"Театральный Оскар" за лучшую мужскую роль получил Дмитрий Рыбалевский за роль Кориолана в одноименном спектакле Театра им.И.Франка.

Кстати, ряд украинских экспертов и зрителей поддерживали как претендента на главный приз - спектакль "Кориолан". Но европейские эксперты, выбрали "Плохие дороги!

Лучшая женская роль - Инна Скорина-Калаба за роль в спектакле "Фрекен Юлия" в театре "Золотые ворота".

В номинации "Лучшая сценография" победил Петр Богомазов за спектакль "Кориолан".

Богдан Струтинский: ГРА - это будильник, который должен звонить целый сезон в украинском театре

Богдан Струтинский – инициатор проведения фестиваля-премии ГРА, возглавляет Национальный союз театральных деятелей Украины с 2016 года. При этом, параллельно, 15 лет руководит Национальным академическим театром оперетты и успевает как режиссер ставить спектакли. Поэтому его рабочий день проходит почти в круглосуточном режиме. За последние годы НСТДУ показывает реальные результаты – проводятся разные тренинги, мастер-классы, школы для режиссеров, актеров, художников, то есть всех, кто работает в театрах страны.

- В Украине одна из самых известных наград для театров, но в пределах столицы – это "Киевская пектораль". Почему возникла необходимость проведения фестиваля-премии ГРА/GRA?

- Все годы независимости Украины всегда звучала идея, что нам нужно иметь национальную премию – создать свой "театральный Оскар". Важно, чтобы это была не только награда для театров, но и фиксация тенденций развития нашего театрального искусства. Мы с экспертами и критиками обсуждали и изучали уставы, структуру и принципы функционирования аналогичных премий в Европе. В результате создали свое положение, определили структуру. Поэтому премия возникла как природный результат всех идей. Фактически, за год наша задумка была запущена в реализацию, мы добились финансирования.

- Кстати, деньги - одна из главных проблем, учитывая остаточный принцип финансирования сферы культуры в нашей стране. Как удалось решить этот вопрос?

- Обсуждал эту тему с профильным комитетом Верховной Рады (еще предыдущей созыв), убеждал народных депутатов в необходимости выделения денег. В итоге – НСТДУ получил финансирование. И во многом это благодаря человеческим ресурсам и команде единомышленников.

- ГРА проводится уже во второй раз. Какие ошибки прошлого года были учтены в этом году?

- Каждый год мы учимся чему-то новому, но определенные алгоритмы действий были запущены изначально. Премия работает как самостоятельный орган, имеет несколько этапов проведения. Как глава НСТДУ я стараюсь не вмешиваться в этот процесс. Например, я не говорю о премии и тех, кто подал заявки, с экспертами. И во время финала я ни с одним членом жюри не общаюсь вообще, потому что помимо воли речь может зайти о том или ином номинанте… Моя задача – создать условия, запустить функционал и отойти в сторону. Единственное – я выбрал режиссера церемонии награждения – Владу Белозоренко.

- В прошлом году много участников шорт-листа были представлены из регионов, а в этом - в основном киевские театры. Почему?

- Разве это можно спрогнозировать?! Нет. Отмечу, что в этом году на первоначальном этапе было подано намного больше заявок из регионов, чем в минувшем. Наши эксперты ездили по городам и смотрели все спектакли. В итоге в этом году в шорт-лист вошли театры Одессы, Львова и Ровно. Подчеркиваю, финал изначально нельзя предвидеть, мы же не можем устанавливать квоты – тем больше, другим меньше. Отмечу, что задача премии не только в отслеживании тенденций, но, в определенной степени, и в возрождении театральной критики как науки. Это не утопия, а моя вера. Ведь на сегодня критика во многом нивелируется, сводя все к не/нравится. А эксперт контрактом с нами обязан после каждого спектакля сделать аргументированный вывод, который потом войдет в основу альманаха.

- Это значит, что Киев остается театральной столицей Украины?

- А разве у нас когда-то был рейтинг театральных столиц в Украине?! Исторически сложилось, что в столице сосредотачивается пул творческих профессий. Например, студенты после обучения в театральных вузах остаются работать здесь: в театрах, кино, проектах. Поэтому Киев перенасыщенный город в этом плане. Тем не менее ГРА показывает, что очаги, вспышки живой энергии, режиссерских работ сконцентрированы не только в Киеве. Мы хотим максимальной объективности, закладывая это в структуру фестиваля.

- Когда в октябре была презентация альманаха ГРА по итогам прошлого года, то представитель Сумского театра заявил, что, работая сейчас над новым спектаклем, театр надеется представить его в следующем году на фестивале ГРА.

- Одна из задач фестиваля – объединить театральный рынок вокруг единой идеи и разбудить его. Скажу честно: наше театральное поле очень аморфное! С момента, когда я возглавил НСТДУ, приходится много ездить в регионы. К сожалению, многие театры или плачут, как все плохо, или обижены на государство за то, что кому-то чего-то не дали. Поэтому премия ГРА – это такой будильник, который должен звонить целый сезон. Рад, что в театрах работают на перспективу – это объединяющий фактор.

- Вы сказали про театральные "вспышки" в регионах. Какие театры на сегодня выпускают качественный продукт?

- Отвечу, как режиссер, а не как глава НСТДУ, потому что это немного провокационный вопрос. Видел добротные спектакли в Черниговском драмтеатре, и это оживляет город. Прогресс наблюдается в Ивано-Франковске, который и был театральным городом, а сейчас там создан новый театр. В Одессе происходят хорошие изменения: там ставит талантливый молодой режиссер Иван Урывский. Не везде и не все удается посмотреть в украинских театрах, но стараюсь смотреть много музыкальных спектаклей за границей – присматриваюсь, кого можно пригласить к нам или с каким театром сотрудничать.

- И какие тенденции в пространстве европейского музыкального театра?

- Это зависит от страны. Например, в Париже музыкальные театры более авангардные. В целом же, мы в значительной степени проигрываем европейскому театру в техническом плане. В этом году в театре оперетты было много чего сделано по оснащению сцены, но это лишь небольшая часть того, что имеют многие европейские театры. Однако, что касается исполнительского искусства, здесь нам есть чем гордиться. У нас есть очень сильные голоса. Считаю, что наш хор, например, в разы сильнее, чем в Будапештской опере. Два года назад Национальный театр оперетты присоединился к Ассоциации "Опера Европы", благодаря чему открылось много возможностей для сотрудничества.

- Если говорить о копродукции украинских и европейских театров, то что нам мешает?

- Это и заманчиво, и сложно одновременно. Поскольку копродукция может быть в разных форматах. Например, если это совместный спектакль, то право первенства показа премьеры зависит от того, какой театр вложил наибольшее финансирование. Если украинский театр, исходя из своих возможностей, вкладывает наименьший процент средств, то и спектакль у нас покажут в последнюю очередь, т.е. украинская премьера состоится через 4-5 лет после европейской. Представляете, в каком состоянии к этому времени будут костюмы и декорации? Еще одна проблема – технические параметры сцены. Например, мы вели переговоры с несколькими европейскими театрами о создании совместного спектакля, но вовремя поняли, что декорации, созданные под размеры сцены наших партнеров, просто-напросто не поместятся на нашей сцене.

Но есть и другой вариант копродукции. В прошлом году Театр оперетты инициировал украино-польский проект «10 теноров» - концертную программу, объединяющую исполнителей двух стран. Это менее затратный вариант копродукции, но проект очень востребован как у нас, так и в Польше.

Еще один аспект, который нужно учитывать при создании копродукции – важно найти материал, который в музыкальном и драматургическом планах воспринимался бы одинаково зрителями разных стран.

К сожалению, на сегодня Украина – не конкурентоспособна в техническом и финансовом смыслах. Партнеры охотнее работают с теми, кто больше вкладывает денег – это закон рынка. Театр в Европе подчинен не только эмоциями, но и экономике. Например, "стоячий" билет в Венскую оперу стоит 10 евро, а билет в партере – 300 евро. Разве в Украине есть такие цены? Нет. В Театре оперетты самый дорогой билет – 900 гривен, и это только на определённые проекты. В целом же стоимость билета стартует от 50 гривен… В украинский театр ходит в основном средний класс и интеллигенция. А те, кто может позволить себе заплатить несколько сотен евро за спектакль, поедут на премьеру в Европу. Такая ситуация обусловлена тем, что у нас нет традиции платить за культурный продукт большие деньги. Думаю, что при качественном стабильном развитии государства нам понадобится как минимум 10 лет, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону. И это если не произойдет каких-то эксцессов.

- В октябре президент Владимир Зеленский пригласил на встречу представителей культуры, спорта… Какие у вас сейчас ожидания от новой власти?

- Это была встреча ознакомительного характера. Сам факт ее проведения – позитивный, потому что не каждый глава государства это делал. Президент сказал, что его команда хочет привлечь деятелей культуры к развитию государства. Но все зависит от того, как его слова будут подкреплены конкретными практическими шагами, а это значит – нужна "дорожная карта" или алгоритм действий: как именно реализовывать это "хочу" на практике в наших реалиях.

- На этой встрече поднимался вопрос о создании Украинского института театра?

- Да. С инициативой создания такого института я ранее неоднократно письменно обращался к предыдущему главе Министерства культуры. Озвучил этот вопрос и на встрече. Мы изучали опыт подобной институции в Польше, и думаю, что у нас ее можно было бы создать на базе НСТДУ. Этот институт мог бы заниматься регуляторной политикой в сфере театра.

- В ноябре министр культуры Владимир Бородянский на встрече с журналистами и редакторами СМИ заявил, что финансирование для национальных творческих союзов изменят, и деньги будут выделяться только под конкретные проекты. Как это может повлиять на НСТДУ?

- Если говорить конкретно об НСТДУ, то очень много лет его финансирование было откровенно плохим. Сейчас по закону «О творческих союзах» мы получаем деньги только на реализацию культурных мероприятий, но не на обеспечение уставной деятельности. Когда я был избран главой НСТДУ мы год работали практически без средств, тем не менее нам удалось перезапустить союз, реализовать несколько важных проектов. Мы показали, как мы можем работать. И два года назад мне удалось изменить ситуацию, добившись значительного увеличения финансирования – сейчас НСТДУ реализует более 60 проектов в год, в том числе - множество образовательных проектов, фестиваль-премию ГРА, обеспечиваем содержание Дома ветеранов сцены. При чем, я как глава НСТДУ не получаю ни одной гривны зарплаты – для меня это принципиальный вопрос. Что будет с финансированием дальше – не знаю. Если у нас будут чиновники «от Бога», то они не допустят, чтобы было уничтожено то, что доказало свою дееспособность и, действительно, приносит много пользы украинскому театру. Посмотрим. Знаю одно – кто воюет с культурой, тот всегда проигрывает. Я убежден, что это будет удар по себе же. Если сейчас уменьшат финансирование, это повлечет за собой полный развал НСТДУ. А за этим стоят не только люди, но и собственность, которую могут забрать. Я за то, чтобы строить, развивать НСТДУ. Нам удалось собрать вокруг себя прогрессивный круг людей, которые заинтересованы в этом и каждый день работают на результат.

Ирина Голиздра, "ОстроВ"

Фото - Артем Галкин

Статьи

Страна
22.11.2024
14:00

Украинская металлургия: вверх или вниз?

При ухудшении ситуации в Донецкой области из-за потери источников поставок коксующегося угля выплавка стали может сократиться до 3-4 млн т. Речь о Покровске.
Мир
21.11.2024
19:00

Политолог Константин Матвиенко: У РФ нет стратегического запаса, чтобы долго продолжать войну. Они выкладывают последние козыри

Ближе к ядерной войне мы не стали, это совершенно однозначно. Я уверен, что РФ не решится на ядерную эскалацию, что бы мы ни делали с дальнобойными ракетами США и других стран.
Страна
21.11.2024
18:00

«Рубеж» или последний рубеж?

«Рубеж» - это действительно рубеж возможностей Москвы в конвенциональном оружии.  Поэтому, ему лучше чтоб все думали, что у РФ есть такое оружие и боялись, чем знали это наверняка. Тем более, что количество  "Рубежей" может быть чисто...
Все статьи