"Серые кардиналы" и "серые мыши" Донецкой ОГА. Куда идут наши налоги

Руководители Донецкой областной администрации — рекордсмены по уровню окладов среди всех глав и заместителей глав ОГА в Украине. Зарплаты замов Павла Жебривского в четыре-пять раз превышают таковые у чиновников на аналогичных позициях в других областях.

Так, например, заместитель главы Донецкой ОГА Владислав Лаврик — абсолютный лидер этого рейтинга с годовой зарплатой в миллион гривен — далеко опережает своих коллег из соседней Харьковской области Анатолия Бабичева (173 тыс. грн), Михаила Черняка (140 тыс. грн), Евгения Шахненко (181 тыс. грн), или Днепропетровской: Владимира Пруцакова (289 тыс. грн), Владимира Юрченко (284 тыс. грн).

Такая же картина — с окладами руководителей ОГА других областей, к тому же за год и без того сравнительно высокие зарплаты у руководителей Донецкой областной администрации выросли вдвое. В самой администрации в ответе на запрос "ОстроВа" это явление назвали временным повышением окладов сотрудников ОГА "на период до завершения антитеррористической операции".

"Девятка" и три миллиона Жебривского

Самая низкая зарплата в руководстве Донецкой ОГА — у самого Павла Жебривского. За 2017 год он задекларировал "всего" 596 тыс. грн. Но это все равно выше в три с половиной раза, чем, например, у его днепропетровского коллеги Валентина Резниченко (170 тыс.), в 3,25 раза, чем у главы Харьковской ОГА Юлии Светличной (183 тыс.) и в два с лишним раза, чем у главы Закарпатья Геннадия Москаля (268 тыс.). Даже глава Луганской ОГА Юрий Гарбуз, так же, как и Жебривский, работающий в зоне боевых действий, заработал за 2017 год на 200 тыс. грн меньше, чем его коллега из Краматорска, — 396 тыс. грн.

При этом Жебривский все равно остается самым богатым человеком в Донецкой ОГА. В своей декларации за 2017 год он указал свыше 1,5 млн дивидендов от кипрской F.I.and P.HOLDINGS LIMITED, за которой стоит компания "Фармак" — общая собственность Павла Жебривского и его сестры Фили Жебровской, и свыше 1 млн от принадлежащего ему ЧП "Ян", которое торгует медицинской стеклопосудой и фармацевтическими препаратами: в декларации этот миллион почему-то назван "материальной помощью".

Помимо этого, глава Донецкой ОГА указал в декларации за 2017 год 100 тыс. долларов наличными и — впервые — значительные суммы на банковских счетах: суммарно больше 100 тыс. евро и 367,5 тыс. грн. У его жены в этот период было 20 тыс. евро наличными. Согласно декларации Жебривского, его жена получила за 2017 год 487 тыс. грн зарплаты от ЧП "Ян" и 16 тыс. за работу "по совместительству" от ЧАО "Фармация — 2000", где в едином государственном реестре юридических лиц она значится как руководитель, а Павел Жебривский — как конечный бенефициарный владелец. Какой-либо доход от этого предприятия, как и сам факт его наличия, в декларациях Жебривского не отражен.

Все это означает, что благосостояние главы Донецкой ОГА стабильно растет. Так, за 2015 год Павел Жебривский задекларировал в целом 177 тыс. грн зарплаты в Генеральной прокуратуре и ОГА, а его жена — 280 тыс. в ЧП "Ян". Сам глава Донецкой ОГА в 2015 году получил от этого предприятия 321 тыс. грн дивидендов. Кроме того, он задекларировал 100 тыс. долларов собственных наличных и 65 тыс. евро наличных жены.

В 2016 году зарплата Павла Жебривского, в ОГА, согласно его декларации, составляла уже 337 тыс. (для сравнения, Юрий Гарбуз, глава Луганской ОГА, получил за тот же период 184 тыс. грн), а его жены, в ЧП "Ян", — 450 тыс. грн. Кроме того, Валентина Жебривская получила доход от продажи автомобиля — 364 тыс.: в 2016 году у нее появился новый Lexus, NX 200T, за 1,5 млн гривен вместо "старого", 2008 года выпуска. В собственности ее мужа в это время продолжал оставаться только ВАЗ 21093 1993 года выпуска, купленный им в 1994-м. За 2016 год гордый обладатель "Девятки" задекларировал в целом 2,5 млн грн дивидендов, больше 1,4 млн из которых поступили ему от кипрской F.I.and P.HOLDINGS LIMITED, тогда как остальные — от ЧП "Ян". Глава Донецкой ОГА задекларировал наличными все так же 100 тыс. долларов, а его жена — 20 тыс. евро — на 45 тыс. меньше, чем годом ранее.

"Миллионер" от Кихтенко

Что касается самого высокооплачиваемого в Донецкой ОГА Владислава Лаврика, за 2017 год он также задекларировал 31 тыс. грн пенсии, дважды полученную единоразовую денежную помощь — 2,7 тыс. от управления социальной защиты Лиманского горсовета и 240 тыс. (!) от Донецкого областного военного комиссариата. Судя по ссылке на постановление Кабмина в декларации, речь в последнем случае шла о выплате в связи с установлением инвалидности военнослужащего. Кроме того, Лаврик получил еще 8 тыс. грн материальной помощи от Лиманского горсовета "инвалидам войны из числа участников АТО".

О том, что Лаврик воевал на Донбассе, и не где-нибудь, а в Дебальцево, сообщал  его бывший шеф, предшественник Павла Жебривского на посту главы ОГА Александр Кихтенко. То есть, Лаврик — единственный человек в руководстве ОГА, которого привел туда не Жебривский. Среди замов донецкого "губернатора" он — рекордсмен не только по зарплате, но и по сроку работы: Лаврик неизменно остается на этом посту с декабря 2014 года, а в структурах Донецкой ОГА вообще работал еще в 1999-2005 годах и затем с 2010 года. Кроме того, с июня 2005 по и до конца 2007 года и с октября 2008 по июнь 2010 он был заместителем глав, соответственно, Ясиноватской и Шахтерской районных администраций Донецкой области. При этом об участии Владислава Лаврика в боевых действиях в его биографии — в отличие от биографии Жебривского — на сайте ОГА не сказано ни слова, и надо понимать, что оно закончилось как минимум перед его назначением в команду Кихтенко.

Жена Лаврика, согласно его декларации, в 2017 году получила чуть меньше 16 тыс. грн пенсии, 240 тыс. грн дохода от сдачи имущества в аренду и 23,8 тыс. грн зарплаты в ООО "Сервус Донецк", где она значится руководителем. Предприятие зарегистрировано в 2013 году в Донецке с КВЭД "Деятельность посредников в торговле древесиной, строительными материалами и санитарно-техническими изделиями". Его текущая регистрация — село Диброва Лиманского района Донецкой области.

Лаврики не декларируют никаких сбережений — ни наличными, ни на банковских счетах. При этом среди заместителей главы Донецкой ОГА Владислав Лаврик выделяется еще и количеством задекларированной недвижимости. В его собственности и в собственности его жены четыре земельных участка общей площадью 17907 квадратных метров, квартира на 71 "квадрат" и два дачных дома — на 187,5 и на 122,8 квадратных метра, оба — во все том же селе Диброва. Однако зарегистрированная на Лаврика квартира — на оккупированной территории, в Донецке, как и два земельных участка, в том числе самый крупный, на почти 15 тыс. квадратных метров, расположенный в селе Спартак Ясиноватского района — одной из самых горячих точек текущего противостояния. Помимо этого, у семьи есть две машины 2008 года выпуска — Subaru Forester, приобретенный в 2009 году за 123 тыс. грн, и Mitsubishi Outlander XL 3.0, приобретенный в 2014-м за 149 тыс.

Зарплата Лаврика за 2016 год составила 417 тыс. грн, к тому же он получил 920 грн "социальной помощи ветерану войны". Его жена, согласно декларации зама Павла Жебривского, имела 13,5 тыс. грн пенсии и почти 164 тыс. дохода от сдачи имущества в аренду. За 2015 год Владислав Лаврик получил 159 тыс. грн зарплаты в ОГА, в то время как его жена — 11,5 тыс. грн пенсии, 22 тыс. дохода от сдачи в аренду имущества и еще 8 тыс. грн материальной помощи от чешской благотворительной организации "Человек в беде" (?).

Из "серых кардиналов" в "английские королевы"?

Первый заместитель главы Донецкой ОГА Евгений Вилинский  по зарплате за 2017 год лишь немногим уступает Владиславу Лаврику: он задекларировал 944 тыс. грн — в четыре с лишним раза больше, чем, например, у его харьковского коллеги Марка Беккера (226 тыс. грн) или закарпатского Ивана Дурана (202 тыс. грн). Доход его жены, от предпринимательской деятельности, за 2017 год составил 28,8 тыс. грн. Физическое лицо-предприниматель под таким именем действительно зарегистрировано в 2016 году в Киеве с КВЭД "Другие виды розничной торговли за пределами магазинов". По сравнению с предыдущим годом, у Вилинского стало на 120 тыс. меньше гривневых наличных — 180 тыс., но на 16 тыс. больше сбережений в евро — 53,5 тыс.

Зарплата Евгения Вилинского за 2016 год составила 445 тыс. грн. Его жена получила "по решению суда", за 2015 год, почти 49 тыс. заработной платы от ГП "Государственное управление комплексного обеспечения" и еще 43,6 тыс. от занятия предпринимательской деятельностью. Кроме того, чуть больше 42 тыс. зарплаты получил старший сын Евгения Вилинского. При этом у первого заместителя главы Донецкой ОГА за год, по сравнению с 2015-м, вдвое выросли запасы наличной гривны — до 300 тыс.

Зарплата Вилинского в Генеральной прокуратуре и в областной администрации за 2015 год составила суммарно чуть больше 122 тыс. грн. Его жена получила за тот же период чуть больше 12 тыс. грн зарплаты в ГП "Государственное управление комплексного обеспечения" и еще почти 49 тыс. от того же государственного предприятия "по решению суда за 2014 год", написано в декларации Вилинского. Его старший сын задекларировал 24 тыс. грн зарплаты и 3,3 тыс. стипендии. При таких скромных доходах, наличными у семьи было: у Вилинского — 37,5 тыс. евро, 32 тыс. долларов и 150 тыс. грн, у его жены — 8 тыс. евро и 10 тыс. долларов, у сына — 6 тыс. долларов и 4,5 тыс. евро.

На Евгения Вилинского уже привыкли смотреть как на своеобразную тень Павла Жебривского: он работал под началом нынешнего главы Донецкой ОГА и в Житомирской областной администрации, в 2005 году: начальником управления, когда главой ОГА был собственно Жебривский; и, десять лет спустя в Генпрокуратуре, заместителем начальника управления по расследованию коррупционных преступлений, совершенных служебными лицами, занимающими особо ответственное положение: начальником этого управления был, снова же, Жебривский. Когда в 2006 году Павел Жебривский прошел в Верховную Раду, Евгений Вилинский стал его помощником на общественных началах, а после досрочных выборов 2007 года — уже на платной основе.

Бывший глава коммунального предприятия "АТП" Андрей Катышев  утверждает, что в настоящее время между Вилинским и его шефом есть некоторый конфликт. Вилинский предпринимает попытки блокировать работу других замов "губернатора" и связанных с ними чиновников. По этой версии, Вилинский ревностно охраняет позицию самого приближенного к Жебривскому лица, которую сильно поколебал приход в ОГА Виктора Ремского.

Последнему в ответственность передали самые важные — и самые "хлебные" — направления в областной администрации, как, например, инфраструктуру и перевозки. Отдельное, пока еще мало изученное в этом смысле, но богатое по потенциалу направление — спорт, особенно с тех пор, как правительство обязало местные органы власти использовать как минимум десять процентов средств из Фонда регионального развития именно на спортивную инфраструктуру.

Так, Ремский возглавил Донецкое областное отделение Национального олимпийского комитета. Он также назначен руководителем утвержденной в середине 2017 года "Программы развития массового футбола в Донецкой области на 2017-2020 годы" с общим бюджетом в более чем 157 млн грн, из которых ОГА собирается выделить больше 112 млн. Одним из руководителей Федерации футбола Донецкой области является, кстати, Владислав Лаврик. Он же с 2017 года руководит Ассоциацией футзала Донецкой области, созданной с участием ФФДО.

Таким образом, создается впечатление, что Вилинский действительно оказался не у дел. Утверждают даже, что Жебривский ручается не брать Вилинского в свою будущую команду: нынешний глава Донецкой ОГА, якобы, намерен побороться на будущих местных выборах за пост мэра Киева.

Новые и как будто случайные

Двое остальных заместителей Павла Жебривского на фоне прочих выглядят просто нищими, даже с их удвоенной в 2017 году зарплатой. Игорь Стокоз  указал в свой декларации 820 тыс. грн зарплаты, тогда как в 2016-м, за неполный год работы, он имел 360 тыс. Для сравнения, зарплата заместителей Луганской ОГА Юрия Клименко и Ольги Лишик за 2017 год составила, соответственно, 476 и 491 тыс. грн, а за 2016-й — 285 и 307 тыс. грн. До прихода в 2016 году на должность главы Донецкой ОГА Стокоз работал в Киеве в компании "Т.М.М.". Его зарплата там, согласно его декларации, за 2015 год составила 96 тыс. грн. Дохода жены Стокоза в декларации нет; никаких сбережений он тоже не декларирует.

Наконец, Сергей Добряк пришел в Донецкую ОГА только в конце 2017 года. До тех пор он возглавлял то самое село Спартак Ясиноватского района, где Владислав Лаврик оставил почти 15 тыс. кв метров земли. Его зарплата на этой должности за 2015 год составила 88 тыс. грн, за 2016 — 159 тыс. грн. За 2017 год Добряк задекларировал 327 тыс. грн зарплаты — если верить декларации, - единственного дохода семьи. В его декларации нет ни автомобилей, ни денежных сбережений; единственное указанное в ней имущество — квартира на без малого 43 квадратных метра в ныне прифронтовой Авдеевке.

Юлия Абибок, "ОстроВ"

Статьи

Страна
21.11.2024
18:00

«Рубеж» или последний рубеж?

«Рубеж» - это действительно рубеж возможностей Москвы в конвенциональном оружии.  Поэтому, ему лучше чтоб все думали, что у РФ есть такое оружие и боялись, чем знали это наверняка. Тем более, что количество  "Рубежей" может быть чисто...
Мир
21.11.2024
17:00

Политолог Константин Матвиенко: У РФ нет стратегического запаса, чтобы долго продолжать войну. Они выкладывают последние козыри

Ближе к ядерной войне мы не стали, это совершенно однозначно. Я уверен, что РФ не решится на ядерную эскалацию, что бы мы ни делали с дальнобойными ракетами США и других стран.
Страна
20.11.2024
13:55

Освобожденный из плена защитник Мариуполя Андрей Третьяков: "Азовсталь", пытки и обмен

Даже чеченцы лучше россиян в плане обращения с военнопленными. Когда заезжали чеченцы, то отношение было более или менее приемлемым. Худшее отношение к нам было именно со стороны россиян в Таганроге.
Все статьи