Особый статус Донбасса от Зеленского: быть или не быть

В отличие от своего предшественника президент Владимир Зеленский не стесняется публично говорить о предоставлении Донбассу "особого статуса". И это при том, что во время президентской избирательной кампании он выступал категорически против этого.

"Должен ли быть у Донбасса особый статус?" – спросил журналист. "Я считаю, что нет. Я считаю, что это вообще наша большая история, и нам придется долго выходить из этой криминальной ситуации. Вот здесь, может быть, нам поможет именно информационная война", – заявил Зеленский в апреле 2019 года.

Всё изменилось после того, как стало известно, что Украина согласилась на "формулу Штайнмайера" – по сути способ выполнения Минских соглашений (особый статус начинает действовать на Донбассе после проведения там честных и демократических выборов в соответствии со стандартами ОБСЕ).

"Закон об особом статусе Донбасса, вы знаете, что он есть и действует до 31 декабря 2019 года. Потом будет новый закон, который будет разрабатывать новый парламент", - сказал глава государства 1 октября.

После этого заявления журналисты пытались разузнать у Владимира Зеленского и членов его команды, что это будет за новый закон, чем он будет отличаться от предыдущего, кто, когда и как его будет разрабатывать и так далее. Однако команда президента, как и сам гарант Конституции, упорно хранят молчание. Все сводится к одному – дождаться саммита в "нормандском формате", после чего власть вместе с украинским обществом разработают новый закон.

"Пока работа над ним (новым законопроектом об особом статусе Донбасса, - "ОстроВ") не начинается. Я считаю, что это правильно, поскольку начало работы над законопроектами, об общих рамках которого мы еще не договорились с россиянами, для них может восприниматься как то, что Украина в любом случае пойдет на это и сделает все, что РФ хочет. Нет, это не так. Мы выставили четкие условия в вопросах безопасности для продолжения мирного процесса, и работа над новыми законопроектами, которые позволят реализовать некоторые заложенные в Минских соглашениях положения, будет проходить лишь при условии достижения прогресса в мирных переговорах", – заявил народный депутат от "Слуги народа" Богдан Яременко.

Однако, по информации "ОстроВа", нардеп несколько лукавит, говоря о том, что работа над новым законопроектом не начиналась. Несколько собеседников в команде президента подтвердили, что разработка нового документа идет полным ходом. Более того, в Офисе президента готовят сразу несколько вариантов будущего закона. Эту работу условно называют "планом А". В случае ее провала командой Зеленского также разрабатывается так называемый "план Б" – но его презентация и реализация возможны только после провала встречи в "нормандском формате".

Подготовка к саммиту

Изначально встреча в нормандском формате должна была состояться в середине сентября. Но Россия тогда выдвинула условие - необходимость зафиксировать на бумаге "формулу Штайнмайера". После того, как Украина согласилась на это условие, возникло новое – разведение войск в районе Петровского и Золотого. Это требование Кремля оказалось выполнить гораздо сложнее. Во-первых, в районе этих населенных пунктов не прекращаются обстрелы со стороны боевиков, а для начала разведения войск необходимо соблюдение режима тишины минимум семь день. Во-вторых, некоторые националистические силы Украины нагнетают ситуацию, заявляя, что не допустят разведения сил. Подогрело ситуацию и заявление России о том, что она со своей стороны не может гарантироват отвода войск "той стороны".

"Условием для начала разведения сил и средств от линии разграничения должно быть подтверждение СММ ОБСЕ об отсутствии нарушений режима (прекращения огня) не менее 7 дней. Сейчас это условие не выполняется той стороной, со стороны бандформирований, которые продолжают регулярные обстрелы. В частности, вчера были обстрелы в районе разведения в Золотом", - заявил в Верховной Раде 18 октября министр обороны Андрей Загороднюк.

А пока Украина объективно не может выполнить это условие, в Кремле уже заявили о новом – заранее согласованный проект будущих итоговых решений саммита. По словам помощника президента РФ по международным делам Юрия Ушакова, результатом встречи должны стать шаги в реализации минских договоренностей, а не пересмотр Киевом "положений комплексного плана".

"Нас несколько беспокоит ситуация, которая сложилась после того, как определенную работу провели политические советники лидеров нормандского формата между собой, затем их договоренности были закреплены решением контактной группы в Минске. Сейчас, я бы так сказал: особого продвижения в контексте подготовки запланированной встречи в верхах "нормандского формата" не наблюдается, хотя желание провести такую встречу у всех сторон есть", - заявил он.

Последняя информация по поводу возможной даты встречи в "нормандском формате" – это середина ноября.

"Президент Украины Владимир Зеленский сейчас делает все возможное для проведения встречи в "нормандском формате". Мы надеемся, что в следующем месяце (ноябрь, - "ОстроВ") эта встреча состоится", - заявил министр иностранных дел Вадим Пристайко.

По его словам, это будет, "возможно, последняя честная попытка идти минским путем".

Затягивая проведение саммита, Россия пытается ослабить Украину, - считает вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Дмитрий Кулеба.

"Несомненно, та возня, которую мы видим вокруг нормандского формата со стороны РФ, – это попытка ослабить Украину, создать еще больше проблем президенту Зеленскому перед тем, как они соберутся в нормандском формате", – считает он.

В Офисе президента стараются публично не комментировать причины затягивания саммита, ограничиваясь лишь общими фразами.

"Я не знаю, я не могу вам об этом сейчас сказать. Знаю одно - эта встреча должна быть. Если мы хотим закончить войну - она должна быть. Мы сейчас говорим только о нормандском формате. Пока что он такой, я благодарен, что он у нас хотя бы есть. Сейчас все готовы к нормандскому формату", - говорит Владимир Зеленский.

Но в стенах Офиса президента прекрасно понимают причины затягивания встречи: Россия пытается выбить для себя наиболее выгодные условия и реализовать свои "хотелки".

"Да все всё прекрасно понимают, но есть негласное указание от Зеленского, что не надо нагнетать ситуацию. Ермак (помощник президента Владимира Зеленского, отвечает за международную политику, в частности, с Россией, - "ОстроВ") извивается как уж, пытается задействовать все возможные контакты, чтобы эта встреча состоялась как можно скорее. Но пока все эти старания не принесли результат. У нас уже боятся, какие новые условия может выдвинуть российская сторона. Проблема в том, что в Кремле не знают, что Зеленский привезет на эту встречу, и они стараются разузнать, какие на самом деле "красные линии" от Зеленского, то есть на что его можно будет "развести". Но наши пока держатся и не раскрывают все карты. Поэтому Россия сейчас и посылает сигналы по поводу итогового документа", - рассказал "ОстроВу" один из членов "Зе команды".

Что же хочет Зеленский предложить Путину? По словам собеседников в команде президента, он презентует российскому лидеру те самые планы А и Б. "План А" – это предоставление Донбассу особого статуса (нового) и интеграция его в Украину, а "план Б" - официальная заморозка конфликта и изоляция ОРДЛО.

"В настоящее время рассматриваются несколько сценариев и все они будут озвучены Владимиру Путину на саммите в "нормандском формате". По большому счёту, именно поэтому Зеленский стремится провести эту встречу как можно раньше. Главный его месседж будет таким: ситуация на Донбассе не останется прежней. Мы хотим показать Путину, что мы не будем бояться говорить вслух, что ситуация зашла в тупик. И нам кажется, что Россия в какой-то степени этого боится", - говорят собеседники из окружения Зеленского на условиях анонимности.

План А

По сути "план А" - это и есть реализация "формулы Штайнмайера": выборы, разработка и внедрение особого статуса для Донбасса и интеграция оккупированного региона в Украину. Но в данном контексте возникает много вопросов: будут ли выведены российские войска до проведения выборов, кто будет контролировать украино-российскую границу, какой именно особый статус дадут Донбассу, кто будет проводить там выборы и так далее.

Почти три недели президент и члены его команды рассказывали, что новый закон будет разработан публично, открыто, совместно с украинским обществом. Но недавно спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков заявил, что закон будет инициирован президентом, который также определит его "рамочные позиции".

"Когда появится возможность создать этот законопроект, он будет инициирован президентом, потому что именно он отвечает за это направление… Я уверен, что рамочные позиции будут предоставлены президентом, но они будут предложены Верховной Раде, которая присоединится к этому процессу, и самое важное – к нему будет привлечено украинское общество. Потому что принимать такие важные законопроекты без мнения общественности – это будет неправильно, некорректно и нелогично", - говорит он.

В самой партии "Слуга народа" мало что знают о разработке нового закона. С одной стороны, им дана команда ждать саммита в "нормандском формате", с другой - там зреет недовольство, что они не привлечены к работе над документом.

"В партии ("Слуга народа", - "ОстроВ") никто ничего толком не понимает, как будет развиваться ситуация с Донбассом. С одной стороны, все говорят, что Верховная Рада будет разрабатывать новый закон про особый статус Донбасса. С другой - никакой работы не ведётся. По крайней мере, мне и моим коллегам об этом неизвестно. Всё, что у нас есть, это внутренние разговоры о возможных нюансах и "красных линиях", которые будут в этом документе. Но снова-таки, обо всем этом рано говорить без проведения саммита в "норманнском формате". Это начинает уже раздражать многих депутатов "Слуги народа". Нам нечего сказать своим избирателям на эту тему, а это плохо. Мы знаем, что в Офисе президент есть какие-то наработки по новому закону, но нам их упорно не показывают", - говорит один из нардепов "СН".

"Есть слухи внутри партии, что в Офисе президента уже разработаны несколько сценариев урегулирования кризиса на Донбассе. В том числе и несколько версий закона об особом статусе Донбассе: от самого приемлемого и выигрышного для Украины до такого, что вызовет ещё большие массовые акции протеста", - добавляет он.

Что же известно о будущем законе? Во-первых, в новом законе хотят отказаться от всеобщей амнистии для "участников событий на территории Донецкой и Луганской областей". Вместо этого готовы предложить разработать абсолютной новый закон об амнистии.


Во-вторых, в команде президента не собираются оставлять пункт о "народной милиции" из числа местных граждан. Недавно в МВД отрапортовали, что подготовили 800 полицейских для работы в ОРДЛО после деоккупации и возможно именно их планируют привлечь вместо "народной милиции".

В-третьих, особый порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судов также планируется упразднить.

Вместе с этим у Зеленского планируют оставить положения о языковом и культурном самоопределении, социально-экономической поддержке региона, добавить пункты об инвестициях, а также отменить экономическую и транспортную блокаду региона.

"Вы думаете, почему экономическую блокаду Донбасса до сих пор не отменили? Ведь раньше президент говорил, что выступает за ее отмену. Но вопрос тормозится. Блокаду планируют отменять только в случае реализации "плана А", - говорят в команде президента.

Что касается проведения выборов, то, как утверждают источники "ОстроВа", в данном вопросе Зеленский не планирует идти на уступки: только после вывода российских войск и получения контроля над границей. Правда, кто именно получит этот самый "контроль", может стать предметом торга. Программа максимум – это украинские военные и пограничники полностью берут под контроль украино-российскую границу, программа минимум – это миротворцы или миссия ОБСЕ.

"Вопрос контроля над границей является одним из самых главных. Сначала нам говорили, что никаких выборов не будет без этого контроля. Но о каком контроле идёт речь? Сначала были украинские военные, сейчас уже рассматривается вопрос с миссией ОБСЕ и миротворцами. Такими темпами мы дойдём до того, что отдадим контролировать границу россиянам. То есть везде есть свои нюансы, мы должны внимательно смотреть, кто и что будет контролировать", - говорит один из нардепов "Слуги народа".

План Б

О "плане Б" известно в основном из комментариев министра иностранных дел Вадима Пристайко. По его словам, в случае провала переговоров в рамках "Минска", "придется честно сказать всем гражданам Украины, что таким путем нам не разрешить ситуацию, и мы вынуждены с вами перейти к треку номер два и т.д.".

"У нас всегда есть "план Б". Например, одна из таких идей – предложить мировому сообществу помочь нам с миссией по поддержанию мира. До сих пор происходило только обсуждение этих вопросов, но никто даже не приблизился к решению. Даже миссия, которая должна была бы приехать в Украину и оценить, насколько это вообще возможно, не была отправлена от Организации Объединенных Наций. Эти шаги тоже возможны. Но, в конце концов, у нас с вами остается право защищать себя до конца, как и у каждой нации на планете ", – заявил недавно глава МИД Украины.

По большому счету, Пристайко говорит о миротворческой миссии на Донбассе. Но, во-первых, на этот вариант не согласится РФ (а без ее одобрения это решение не пройдет в ООН), во-вторых, Владимир Зеленский выступает против такого варианта. Как утверждают собеседники в Офисе президента, ему больше нравится вариант "со стеной", или, как корректно его описал глава МИД, "кипрский сценарий".

"Может быть кипрский вариант развития, когда государство знает, что оккупант "оттяпал" территорию, но все равно, несмотря на это, находит в себе силы развиваться и двигаться в том направлении, которое мы, большинство нашего народа, выбрали для себя", - говорит министр.

По большому счету, "кипрский сценарий" – это заморозка конфликта на неопределенное время, но снова-таки под эгидой миротворческой миссии ООН, на что также может не согласится Россия. Поэтому, рассматривается более упрощенная версия "кипрского сценария" – это полная изоляция ОРДЛО, "стена", уже без миротворцев, максимум – под присмотром СММ ОБСЕ. На недавней закрытой встрече Зеленского с ветеранами АТО президент прямо сказал: если за один год ситуация не разрешится, то он готов "построить вал".

"Зеленский надеется решить дела с Донбассом за год. Если за год не удастся - склонен, цитирую "выстроить вал" - я это понял как возвращение к действующему статус-кво с изоляцией оккупированных территорий. Вообще, он уверен, что в любой момент может соскочить и вернуться к этому состоянию (а вот я - нет). Но этот вариант он рассматривает как негативный, а так стремится к реинтеграции", - написал в Фэйсбуке присутствовавший на встрече Виктор Трегубов.

Во время пресс-марафона у Зеленского спросили, при каких условиях может появиться "стена" между оккупированными территориями Донбасса и подконтрольной частью Украины. Как ни странно, президент не стал категорически отрицать такую возможность, что говорит о том, что такой вариант действительно рассматривается.

"Если у нас в целом… мы не сможем найти диалог, которого действительно не было. Если мы не сможем на нормандском формате (и я это почувствую просто как человек), если я почувствую, что не будет диалога - дела не будет. Я это открыто скажу на "нормандском формате", - ответил он.

В Офисе президента и внутри партии "Слуга народа" потихоньку обсуждают "план стены" от Зеленского и даже называют его наиболее вероятным развитием событий, к которому нужно уже сейчас начинать готовить общество.

"В договоренности с Москвой на условиях Украины уже мало кто верит. Конечно, есть вероятность, что у Зеленского спрятан козырь в рукаве, благодаря которому эти переговоры закончатся нашей победой, но нужно готовиться к худшему сценарию, то есть так называемому "плану Б", - говорят в Офисе президента.

И еще одна важная деталь. По информации "ОстроВа", оба варианта (плана) планируют реализовать только после "широкого обсуждения с общественностью", под которым подразумевают проведение если не всеукраинского референдума, то масштабного социологического опроса.

И уже не важно, что во время своей предвыборной кампании Зеленский критиковал Минские соглашения (а сегодня говорит об их реализации), выступал против особого статуса Донбасса (а сейчас предлагает всем его разработать), обещал быстрый мир, реинтеграцию и мощную информационную войну, но никаких подвижек в этих вопросах пока не наблюдается. Важно, чтобы в погоне за быстрым миром новая власть не наделала непоправимых ошибок, за которые будет расплачиваться не одно поколение украинцев.

P.S.: На одной из последних встреч с народными депутатами "Слуги народа" Владимир Зеленский заявил, что у него есть некий "особый план" по Донбассу, который он хочет презентовать лидерам РФ, Германии и Франции, и содержание которого держится в строгом секрете. По словам лидера государства, он не собирается раскрывать все карты, так как это может навредить переговорам. Поэтому, попросил нардепов набраться терпения и дождаться саммита в "нормандском формате".

Владислав Булатчик, "ОстроВ"

Статьи

Страна
22.11.2024
14:00

Украинская металлургия: вверх или вниз?

При ухудшении ситуации в Донецкой области из-за потери источников поставок коксующегося угля выплавка стали может сократиться до 3-4 млн т. Речь о Покровске.
Мир
21.11.2024
19:00

Политолог Константин Матвиенко: У РФ нет стратегического запаса, чтобы долго продолжать войну. Они выкладывают последние козыри

Ближе к ядерной войне мы не стали, это совершенно однозначно. Я уверен, что РФ не решится на ядерную эскалацию, что бы мы ни делали с дальнобойными ракетами США и других стран.
Страна
21.11.2024
18:00

«Рубеж» или последний рубеж?

«Рубеж» - это действительно рубеж возможностей Москвы в конвенциональном оружии.  Поэтому, ему лучше чтоб все думали, что у РФ есть такое оружие и боялись, чем знали это наверняка. Тем более, что количество  "Рубежей" может быть чисто...
Все статьи