Первые итоги монетизации субсидий: подкуп избирателей или борьба с бедностью?

"Недавно почтальон вместе с пенсией принес монетизированную субсидию. Если раньше я получала 1860 грн пенсии и коммунальные услуги в отопительный сезон в среднем обходились в 350 грн (это уже вместе с субсидиями), то сейчас почтальон мне вручил 1620 грн субсидий при всех коммунальных 1990 грн. То есть я должна еще доплатить с пенсии 370 грн. Это хоть и на 20 грн, но больше, чем до монетизации. Нам говорят, теперь мы сможем экономить, платить меньше и разницу забирать себе. А как я могу экономить на том же тепле, если я живу не в частном доме, а в многоэтажке, где от меня не зависит, какой счет придет за отопление? А воду и электричество я и так использую по минимуму. Может, это хорошо для тех, у кого автономное отопление и кто может прикрутить газ в любой момент, но не для меня", - поделилась с "ОстроВом" первыми впечатлениями от монетизации субсидий пенсионерка из Ирпеня Раиса Степанова.

Вместе с этим монетизация субсидий стала одним из краеугольных камней предвыборной кампании действующего президента Петра Порошенко. Несмотря на то, что согласно Конституции Украины президент не имеет никакого отношения к социальной политике (это прерогатива правительства), именно он называет себя инициатором этого процесса и преподносит это как инструмент борьбы с бедностью.

"Первый фронт всем понятен - Украина делает сверхусилия, чтобы дать отпор российскому агрессору. Но у нас враг отнюдь не менее опасен, чем российская агрессия. Знаете имя этого врага? Это бедность. И мы сегодня должны открыть фронт борьбы с бедностью. Индексация пенсий, монетизация субсидий - два точных выстрела в борьбе с бедностью", - говорит Порошенко.

В Кабмине считают, что монетизация субсидий позволит украинцам сэкономить деньги на оплате жилищно-коммунальных услуг и использовать остаток для собственных нужд.

"Монетизация позволяет людям экономить, открыть отдельные специальные счета и использовать часть бюджетных средств для своих потребностей, а не только для оплаты жилищно-коммунальных услуг. И эта реформа будет дальше развиваться и набирать оборотов, независимо от избирательной кампании", - заявил вице-премьер-министр Украины Вячеслав Кириленко 18 марта на согласительном совете парламента.

"ОстроВ" разбирался, как на практике заработал механизм выплаты монетизированных субсидий, и возможно ли сэкономить средства для собственных потребностей, как утверждают в правительстве.

Кого коснулась монетизация субсидий

В начале 2019 года в Украине стартовала масштабная кампания по монетизации субсидий. В рамках этого государственный банк "Ощадбанк" стал выдавать субсидии "живыми" деньгами: на банковскую карту или наличными.

Суть монетизации состоит в том, что получателям субсидий будут приходить счета за коммунальные услуги в полном объеме. Одновременно с этим они получат (наличными или на карту "Ощадбанка") определенную сумму денег (для каждого домохозяйства она будет рассчитана индивидуально) для оплаты этих услуг.

"Деньги, которые останутся после оплаты коммуналки, домохозяйство может использовать на собственные нужды", - отмечают в "Ощадбанке".

В среднем, каждая семья, как уверяют чиновники, должна получить на руки по 1,6 тысячи гривен. Всего таких семей (домохозяйств) в Украине насчитываемся около 3,5 млн.

По задумке правительства, оставшиеся средства получатели субсидий могут потратить на собственные нужды, но в приоритете - мероприятия по энергоэффективности.

"Выплата субсидий в денежной форме, которую правительство начало с января, и выплата субсидий наличными, которая произойдет с марта этого года, не только будут мотивировать домохозяйства к уменьшению энергозатрат, но и предоставят гражданам финансовый ресурс для внедрения мер по энергоэффективности", - считает министр социальной политики Андрей Рева.

По словам премьер-министра Владимира Гройсмана, одним из ключевых преимуществ монетизации стала возможность эффективно потреблять ресурсы и оставлять сэкономленные средства на коммунальных платежах для собственных нужд.

"Процесс пошел. Эти деньги принадлежат украинцам. Фактически к новому отопительному сезону мы придем с работающей системой", - сказал глава правительства.

Всего Кабмин выделил 5,7 млрд грн на выплату монетизированных субсидий. Вместе с этим в правительстве отмечают, что в случае задолженности по всем видам оплат за ЖКУ на сумму более 340 грн, выплата субсидий будет прекращена.

"Вместе с монетизацией субсидий правительство не принимало решений про ограничение доступа к начислению субсидий. В системе начисления субсидий ничего не изменилось: никаких дополнительных критериев, никаких дополнительных ограничений. Мы только изменили форму предоставления этих субсидий", - заверяет вице-премьер-министр Павел Розенко.

Риски монетизации

Многие политики и эксперты назвали инициативу действующего президента по монетизации субсидий банальным предвыборным подкупом, ведь неспроста этот процесс начался в месяц проведения президентских выборов. Сам Порошенко это отрицает и приводит свои доводы, почему "живые" деньги стали раздавать накануне выборов.

"Почему именно сегодня? Почему не раньше? Потому что четыре года мы проводили реформы, чтобы создать экономический фундамент государства", - говорит гарант.

Оппоненты Петра Порошенко оценивают ситуацию по-другому. Например, один из оппозиционных к власти кандидатов в президенты Анатолий Гриценко назвал монетизацию субсидий "попыткой подкупа избирателей, чтобы остаться у власти".

"За месяц до дня голосования людям выдадут субсидии наличными. Зная, что при нынешнем финансовом состоянии и платежной дисциплине эти средства до оплаты счетов за газ не дойдут, ведь людям не хватает денег на продукты и лекарства... Всю эту позорную историю медийно подают как системную реформу, как заботу о благосостоянии людей и как неоспоримый успех кандидата на второй срок. Итог: ложь и фальшь. Реформаторская импотенция, завершенная провалом. Попытка подкупа избирателей, чтобы остаться у власти. Самое главное - граждане (избиратели) от таких игрищ власти пострадают вдвойне!", - считает Анатолий Гриценко.

С ним солидарна и Юлия Тимошенко, которая называет монетизацию субсидий очередной технологией массового подкупа избирателей действующей властью. По ее словам, "цинизм этой технологии в том, что власть накануне выборов решила выдать субсидии на ЖКУ деньгами, а потом эти же деньги отберет у украинцев за счет повышения тарифов".

Но главная опасность монетизации субсидий кроется в том, что украинцы, получив деньги на руки, перестанут платить за жилищно-коммунальные услуги, а все средства потратят на собственные нужды.

"Всерьёз считать, что загнанный в угол нищий пенсионер, получив "монетизированную субсидию", побежит "проводить энергоэффективные мероприятия", а не в аптеку за лекарствами или в магазин, может или полный идиот, или законченный циник. Последствия этой циничной провокации будут крайне негативными", - считает экс-министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины Алексей Кучеренко.

С ним солидарен экономист Виктор Скаршевский, который ставит под сомнение, что оставшиеся средства (если они и останутся) люди будут вкладывать в энергоэффективность (как это было изначально задумано правительством).

"Люди, которые получают субсидии, у них нет денег, чтобы оплатить жилищно-коммунальные услуги. Какая энергоэффективность? Какое утепление домов? Это чисто предвыборная технология", - говорит эксперт.

В Кабмине не согласны с такими доводами и прогнозируют, что долги за коммунальные услуги расти не будут.

"Мы не предполагаем, что в результате монетизации субсидий будет расти долг за жилищно-коммунальные услуги, потому что люди знают: у них есть сейчас прекрасная возможность сэкономить средства на экономии ресурса. Но они также прекрасно знают, что если они не будут использовать субсидии по прямому назначению, они такой шанс упустят", – заявил вице-премьер-министр Украины Павел Розенко.

Более осторожен в прогнозах директор департамента государственной социальной помощи Минсоцполитики Виталий Музыченко, который заявляет о продолжении монетизации только в случае платежной дисциплины на надлежащем уровне.

"Я не знаю, каким образом граждане обеспечат оплату за жилищно-коммунальные услуги. Уровень платежей может измениться. Мы не знаем, готовы ли наши граждане к получению наличных средств для расчета. Если платежная дисциплина будет на надлежащем уровне, мы будем предлагать продолжить выплаты (субсидий, - "ОстроВ") в наличной форме", - считает он.

"Другими словами: монетизация как внезапно началась, так внезапно может и закончиться, если вместо оплаты коммуналки люди купят еду", - отмечает Музыченко.

Первые итоги монетизации

"Мама получила субсидию. Деньгами, на руки. Говорит, теперь ждет, когда придет платежка за газ, чтобы знать сколько надо платить. Параллельно рассказала несколько смешных историй. Одна соседка взяла все деньги, которые пришли как субсидия, принесла их на почту и спрашивает: скажите мне, где я должна заплатить? И как, потому что я пользуюсь газом только, когда есть готовлю, котел же на дровах (твердотопливный у них). Здесь включилась мама, которой я все тонкости монетизации разъяснял. Говорит, если тебе эти деньги не нужны, то купи нам всем конфет. А если нужны, то трать на что хочешь после того, как заплатишь за газ. Еще одна соседка, которая тоже дровами топит (эта правда в печке) стояла немного сзади в очереди, тихонько вышла и сразу на те деньги купила себе пару килограмм шоколадных вафель", - пишет журналист Федор Прокопчук.

Подобные истории преимущественно распространены в селах и небольших городах, где люди установили себе комбинированные котлы, в которых можно использовать как газ, так и твердое топливо (уголь, дрова) или у кого стоит печь и газовый котел одновременно. Теоретически они могут остаться в "плюсе" от монетизированных субсидий, так как ее размер будет исходить из того, что в доме установлен газовый котел, а по факту он не используется. Правда, оставшиеся средства пойдут на закупку твердого топлива.

"То, что бабушки перешли с газа на дрова, с одной стороны, хорошо, а с другой дрова - это гораздо худшая экология и больше выбросов. И если так переходит все село, то это не будет способствовать долгой и счастливой жизни ни этих бабушек, ни села в целом. Изменение топлива - это не энергоэффективность. Энергоэффективность - это уменьшение потребления энергии зданиями. Направлены ли средства от монетизации на энергоэффективность? Заменены ли окна, двери, утеплены стены, крыша домиков этих бабушек за счет монетизированной субсидии? Ведь именно, как стимул энергоэффективности, всем продавалась новая монетизация наличными. Как видно из истории - нет. На сумму монетизации наличными были куплены шоколадные вафли", - считает глава Ассоциация потребителей энергетики и коммунальных услуг Андрей Герус.

По словам эксперта, подобные истории говорят о том, что деньги идут на потребительский рынок и подкормку инфляции.

"Именно такое, по моему мнению, будет происходить с большим количеством этих субсидий наличными. Субсидии имеют совсем другую природу, чем дополнительно заработанный доход. Если есть возможность поднять такой доход, чтобы пенсионеры тратили, на что захотят, то поднимите пенсию всем пенсионерам и которые на субсидиях, и которые не пользуются субсидиями", - говорит он.

Андрей Герус считает, что в то время, когда некоторые субсидианты получают наличные за газ, который уже давно не потребляют, правительство за последний год лишило субсидий 3,3 млн или 48% семей, а уровень долгов населения за ЖКУ только за один последний месяц вырос на 12,5% до нового рекорда 62,4 млрд грн.

"Основной долг, конечно, за тепло и газ. Это новый беспрецедентный рекорд долгов. Это никак не похоже на продуманную государственную политику и рациональное использование ограниченных государственных ресурсов", - резюмирует эксперт.

Отдельно стоит остановиться на тех получателях субсидий, которые живут в многоквартирных домах и не могут регулировать цену за отопление. Если теоретически они могут меньше тратить воды и электроэнергии и таким образом приблизиться к тому, что выйти в "плюс" на субсидиях, то платежка за тепло быстро разрушит эти планы.

"С каждого утюга власть цинично лжет, что монетизация — это "шанс экономить на потреблении". 70% потребителей не имеют физической возможности регулировать потребление самой дорогой услуги – отопления, и платят по счетам, которые были им выставлены. Те же, кто отапливает жилье газом и станут экономить, сделают это единственный раз: на следующий сезон власть урежет социальную норму до уровня сегодняшней экономии. Единственная цель монетизации – сбросить на потребителей обязательства государства: вы платите полный счёт сейчас, а мы вам потом, может быть, когда-нибудь перечислим свою часть "живых денег". Напомню, что на субсидии на 2019 г. в бюджете заложено денег меньше, чем на 2018, но счета при этом выросли, и расти продолжат. Деньги у государства на субсидии закончатся очень быстро, а что дальше? Порошенко и Гройсман вам не ответят, им уже будет плевать на всех после выборов", - считает глава Жилищного союза Украины Александр Скубченко.

Пенсионерка из Херсона Людмила Волина как раз числа таких украинцев. Отопление у нее выходит на сумму более 1000 грн в месяц, хотя пенсионерка живет сама в однокомнатной квартире.

"Пенсия у меня минимальная, 1497 грн, субсидию монетизировали на сумму 1206 грн, а за коммунальные мне надо в этом месяце отдать 1950 грн. А это выходит, что мне надо использовать все деньги, что мне дали на субсидию и добавить половину моей пенсии. На жизнь у меня остаётся 750 грн. Живу в однокомнатной квартире, и прописана там одна", - жалуется она.

Пенсионерка отмечает, что после монетизации субсидий ситуация не изменилась ни в лучшую, ни в худшую сторону. Разница, которую нужно доплатить из пенсии, осталась прежней, что с монетизированной, что с обычной субсидией.

Экс-министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины Алексей Кучеренко рассказывает историю пенсионерки Нины Андреевной, которая получила 1698 грн монетизированной субсидии, а только за отопление ей придется заплатить 2042 грн.

"Во исполнение поручения президента Порошенко получила Нина Андреевна монетизированной субсидии 1698 грн. А на выполнение другого поручения того же Порошенко оплатить ей придется 2042 грн, и это только за отопление. Вот и думает Нина Андреевна - не займет ей Порошенко 344 грн ?! Процентов под 25 - как потребительский кредит?!", - пишет он.

Пользователи Фэйсбука активно делятся своими историями в социальной сети, отмечая, что не видят, как можно экономить деньги с монетизированных субсидий, когда они даже не покрывают коммунальные услуги.

"У моей мамы другая история: пришла субсидия на 1800 и одновременно пришла платежка за тепло на 2600 грн. А еще другие коммунальные услуги надо заплатить. Вот мама и думает, куда же она потратить сэкономленные средства - минус 800-1000 грн. Правда, дровами не топит, потому что как-то в многоэтажках не предусмотрели печное отопление", - пишет Олег Легин.

"У моей матери за отопление за прошлый месяц насчитали 1940 грн, а пенсии 1600 - субсидии не дали из-за прописанного и не живущего вместе сына, что подтверждено комиссией документально. Вопрос: не займёт ли Порошенко денег 340 гривен чтобы хоть оплатить отопление, газ, воду и электричество? Придётся кредит брать, а питаться обещаниями Ревы и Порошенко", - пишет Александр Ковтун.

"Моя мать раньше платила сверх субсидии 200 грн за все коммунальные услуги. Теперь ей монетизировали 1200 грн, а за газ нужно заплатить 1400 грн. (автономное отопление, централизованного в городе Никополе сейчас нет в принципе). А есть ещё вода, мусор, бывший ЖЭК…", - пишет Юрий Гребенкин.

"В Ощадбанке царит мракобесие... Кому-то выдали, кому-то нет…людям долбают мозги, а вы звоните туда, а вы звоните сюда, пишите заявление, подавайте данные. Издевательство продолжается над народом!! Мужчине дали субсидию аж целых 140 гривен, а за отопление ему надо отдать аж целых 2500 гривен при пенсии в 2350 гривен", - пишет Ирина Романенко.

Для переселенцев

"С введением монетизации субсидий для внутренне перемещенных лиц ничего особо не изменилось. Они также могут получать монетизированную субсидию, только им надо предоставлять свою справку ВПЛ в орган соцзащиты и делать это по месту регистрации в качестве переселенца", - считает правовой аналитик БФ "Право на защиту" Элина Шишкина.

Пока нет информации о том, что получение монетизированных субсидий будет связано с верификацией переселенцев, которые получают социальные выплаты в "Ощадбанке". Однако, учитывая, что одно государственное учреждение будет выдавать пенсию и субсидию, логично предположить, что в случае заморозки соцвыплат переселенцы могут остаться и без субсидии.

"Сейчас рано говорить о том, будут ли у переселенцев какие-либо препятствия в оформлении субсидий или отказы в оформлении, если они не прошли верификацию. Думаю, сначала надо посмотреть как дальше будет продолжаться монетизация, независимо от того, кто является получателем субсидии, поскольку процесс запущен недавно", - говорит эксперт.

Владислав Булатчик, "ОстроВ" 

Статьи

Мир
21.11.2024
19:00

Политолог Константин Матвиенко: У РФ нет стратегического запаса, чтобы долго продолжать войну. Они выкладывают последние козыри

Ближе к ядерной войне мы не стали, это совершенно однозначно. Я уверен, что РФ не решится на ядерную эскалацию, что бы мы ни делали с дальнобойными ракетами США и других стран.
Страна
21.11.2024
18:00

«Рубеж» или последний рубеж?

«Рубеж» - это действительно рубеж возможностей Москвы в конвенциональном оружии.  Поэтому, ему лучше чтоб все думали, что у РФ есть такое оружие и боялись, чем знали это наверняка. Тем более, что количество  "Рубежей" может быть чисто...
Страна
20.11.2024
13:55

Освобожденный из плена защитник Мариуполя Андрей Третьяков: "Азовсталь", пытки и обмен

Даже чеченцы лучше россиян в плане обращения с военнопленными. Когда заезжали чеченцы, то отношение было более или менее приемлемым. Худшее отношение к нам было именно со стороны россиян в Таганроге.
Все статьи