Василий Лаптийчук: "Путин не заинтересован сейчас в эскалации конфликта в Украине"

В свое врем этот человек предсказал и помешал планам России во время конфликта с островом Тузла. Потом его аналитический прогноз сбылся относительно российской агрессии против Грузии.  Сегодня мы говорим с Василием Лаптийчуком о Донбассе и Украине, о возможности открытия "Белорусского фронта" и вообще заинтересованности России в эскалации конфликта с Киевом. 

- В конце сентября в Беларуси пройдут российско-белорусские военные учения "Запад 2017". Чем они могут угрожать Украине?

- Непосредственно в краткосрочной и среднесрочной перспективе они нам ничем не будут угрожать. Российская армия сейчас не пойдет в наступление на Украину со стороны Беларуси по меньшей мере, по двум причинам, и одна из них связана с неполной интеграцией Беларуси (как территории, так и ее военных структур) в соответствующие структуры РФ. Но, если смотреть в перспективу, я считаю, что Россия, постепенно захватывая Беларусь, готовится к возможному следующему, более глобальному и стратегическому этапу - это разрешение украинской проблемы.

Россия так или иначе не остановится. Россияне считают, что независимость Украины является смертельной опасностью для существования РФ, что и является причиной этой войны. Мы должны сегодня констатировать, что все эти захваты Крыма и Донбасса не связаны с тем, что россиянам нужно было "перекроить" себе кусок Украины. Это, конечно, тоже важно, но это не является целью РФ. А целью России является контроль над территорией Украины, или над ее большей частью.

В свое время Россия (на определенном уровне она этого и не скрывала) планировала адаптировать Украину как часть РФ или очень союзническое государство, но без 6-8 областей Западной Украины, которые, как они считают, "баламутят" остальную часть нашей страны. Поэтому россияне еще во время конфликта в Крыму устами Жириновского и некоторых других политиков, дипломатическими каналами, предлагали полякам, румынам, венграм поделить Украину. Это звучало для современного человека несерьезно, но такие предложения были, и они были озвучены даже на официальном уровне.

- Нужна ли для этого России Беларусь? Есть ли признаки того, что Россия займется присоединением Беларуси?

- Есть. Я бы сказал, что это не признаки, а процесс. В 1997 году между РФ и Республикой Беларусь был подписан договор о создании единого государства. По признакам это должна была быть конфедерация. Но по уставу это фактически была федерация, или союзное государство по типу СССР, потому что типичные конфедерации не имеют такой глубокой интеграции, которая предусматривалась этим союзном договором. Это не только совместная оборонная, таможенная, экономическая, внешнеэкономическая политика, но и финансовое, гуманитарное, культурное сотрудничество. То есть затрагивается все: и язык, и культура, и история, и научное развитие. Таким образом, речь идет не о создании конфедерации, как это было заявлено, а я бы анализировал это с точки зрения слияния России и Беларуси именно на основе этого договора.

После этого договора Лукашенко ставил свои отельные требования, боялся такого быстрого слияния, но россияне уверенно его подталкивают, добивают, где нужно, и сегодня уже 60% всей торговли Беларуси завязано на России. Собственно, Беларусь живет за счет того, что РФ продает ей немного дешевле нефть. Поэтому экономически, культурно, гуманитарно Минск очень зависим от России. С 2010 года президент Беларуси возглавляет это Союзное государство, у него есть должность главы высшего государственного совета, это высшая должность в этом квази-конфедеративном государстве. А Путин при этом занимает должность главы совета министров.

- Но это не мешает Беларуси быть нашим главным военным партнером? Особенно в начале войны.

- До 22 июня 1941 года СССР был первым союзником Германии, и даже после начала войны, по инерции, туда шли эшелоны с хлебом и металлом. Союз во время войн, когда есть большой удав, который хочет проглотить и тех, и других, это очень условная категория, потому что РФ не является демократическим государством, это объединение политических лгунов. Россия как государство постоянно врет. Она перед тем, как напасть, подписывает соглашение о ненападении. Ее нужно воспринимать как лицемерное государственное образование, которое всегда готовит какую-нибудь пакость. И у них это называется национальным интересом или военной хитростью. Поэтому, если РФ интегрирует Беларусь, то мы получим российскую армию, усиленную белорусской, уже не только с востока, но и с севера.

- Получим или уже получили?

- У них конфедертивная армия, и если в войну вступает Россия, то Беларусь автоматически становится воюющей стороной. Если завтра РФ официально оглашает Украине войну, белорусская армия, согласно действующему законодательству, также переходит в состояние войны с Украиной. И это не зависит от чьей-то воли, это исходит из официальных документов и соглашений между Россией и Беларусью.

- И эти соглашения работают?

- В случае с РФ ничего не работает, кроме их национальных интересов и возможности их реализации. С Украиной тоже был подписан договор про дружбу и признаны наши границы, но после этого был аннексирован Крым.

Белорусская армия не будет уклоняться от войны с Украиной, это может делать только белорусское общество. Белорусская армия в гуманитарном смысле сегодня напоминает крымский контингент Вооруженных Сил Украины, который является русскоговорящим и завистливо смотрит на более высокую зарплату в РФ. Таким образом, я думаю, что белорусская армия в своем подавляющем большинстве положительно восприняла тот факт, что она становится частью большой российской армии.

- Почему тогда большая часть горюче-смазочных материалов в Украину продолжает поставляться Россией и Белорусией?

- Россия пока не рассматривает Украину как территорию, которая станет руиной. Они рассматривают Украину как будущую часть своей большой территории или какого-то конфедеративного государства. Поэтому, они пока берегут Украину как свое будущее имущество и людей, которые в будущем смогут воевать с поляками, литовцами и так далее.

У России пока неоднозначное отношение к Украине. С одной стороны, мы являемся для них вражеским государством, которое нужно сломить. С другой стороны, это территория, где нужно сохранить АЭС, военно-промышленный комплекс и не допустить вмешательства НАТО. Ведь если Россия допустит руину в Украине, если, например, взорвется атомная станция или газ перестанет идти в Германию в связи с подрывом труб, то, конечно, НАТО должно будет ввести беспилотную зону над Украиной и предоставить нам такую помощь, которой было бы достаточно, чтобы на суше зачистить территорию Украины - это в случае развития конфликта.

Поэтому России сегодня не выгодно развитие конфликта в Украине. Поэтому она пока обходит ее со стороны Беларуси и занимается налаживанием международных контактов. Путин как менеджер принимает решения на основе данных тех служб, которым он доверяет - это Министерство иностранных дел, Служба внешней разведки, ФСБ. И на основе этих прогнозов он принимает решения. И они его уже обманули с Новороссией, что его готовы встречать хлебом-солью 8 областей Украины. Это были их завышенные оценки, потому что они видят здесь русскоговорящих, которые им улыбаются. Они считают, что если их не воспринимают как врага, то под них готовы прогнуться и признать их. Это их искаженное представление об Украине, и оно стало причиной полупоражения Путина на пути к Киеву.

- Вы считаете, что Путин сейчас не заинтересован в эскалации конфликта?

- Путин не заинтересован сейчас в эскалации конфликта в Украине. И осенью никакого обострения не будет. Иначе эта война закончится аварией на АЭС, перекрытием газа в Европу и решительными действиями НАТО на территории Украины, как они это делали без санкций Совета безопасности ООН на Балканах и в Ливии. Это уже будет вопрос выживания европейского контингента, с учетом миллионов беженцев из Украины, с учетом ядерных станций, которые накроют ядерным туманом половину Европы. Поэтому, любое военное развитие событий на территории Украины угрожает нам разрушениями, жертвами, экологическими потерями, но и РФ угрожает поражением в Украине и последующим развалом как государства, потому что орда после поражения всегда разваливается.

- Так может быть Запад как раз заинтересован в таком сценарии?

- Запад не заинтересован в развале России, он считает, что стоит поменять Путина и все будет нормально.

- Когда-то Запад боялся, что с развалом СССР образуются несколько ядерных государств, но в результате ничего страшного не произошло…

- На Западе живут в пределах нормативных актов, там не принимают решения цари и президенты, как в РФ. Там есть конгрессы, сенаты, парламенты. В демократических странах очень взвешенно принимают решения, которые не противоречат международному праву, поэтому ожидать от иностранцев каких-то резких и авантюрных движений не стоит. Им это не нужно, потому что они занимаются своими делами: развитием ВВП и уровнем жизни, адаптацией беженцев и так далее. А изменение геополитического расклада и разрушение одного из самых больших в мире государств не входит в их сферу интересов. Для Запада есть Минские соглашения, которые были подписаны, в том числе, гражданином Украины, хотя это является обычной писулькой без признаков международного права. Порошенко просто подписал и пообещал изменить Конституцию Украины, территориальное устройство и нарушить собственный суверенитет, и теперь они требуют выполнения этого. Какая разница тем же немцам, где эти русскоговорящие проведут между собой границу? Минские договоренности - это капитуляция Украины на условиях РФ. Но это не интересует французов или немцев, их интересует стабильность.

- Можем ли мы обойтись без Запада? Есть ли альтернатива Минским соглашениям?

- Альтернатива есть одна - выполнять международное и национальное право в области обеспечения внешней безопасности. Есть международная конвенция, дающая определение вооруженной агрессии, есть Закон Украины "Об обороне", где в первой статье эта конвенция адаптирована, и там прописаны признаки войны - это блокирование портов, захват суден, засылание наемников на территорию, обстрелы, регулярные войска и аннексия территории. Даже если бы не было ни одного солдата на территории Украины, ни одного наемника, не было бы блокирования суден и так далее, то Россия уже задокументировала факт вооруженной агрессии против Украины у себя в Конституции. То есть Россия огласила Украине войну, аннексировав территорию - это согласно международному определению военной агрессии и национальному праву.

- Но ведь формально Россия не оглашала войну Украине.

- Поэтому в международном праве есть документ "конвенция про определение военной агрессии", где говорится, что аннексия - это вершина агрессии. И здесь ничего не остается, кроме как освобождать территорию или капитулировать. Украина выбрала второй вариант, хотя заявляет про какие-то суды и так далее. Но нет ни одного суда в мире, который бы мог сейчас судить РФ. Просто не существует такой судебной инстанции.

- Освобождать Крым не означает спровоцировать наступление России на всю территорию Украины?

- Это наступление уже происходит в Крыму и на Востоке Украины.

- Мне на днях сообщили из Донецка, что в последнее время там увеличилось число российских военных. О чем это может говорить?

- У россиян безупречно работает военная машина. И их военная разведка пишет, что в Украине есть тенденция к возможному освобождению, поэтому в РФ решили увеличить контингент для обеспечения национальных интересов на территории "ДНР" и "ЛНР". Они не собираются нападать, они просто гибко реагируют на возможную угрозу со стороны Украины. И они не отступят, никакие санкции на россиян не влияют.

- Как все-таки можно повлиять на этот процесс и освободить хотя бы Донбасс, где сейчас гибнут люди?

- Единственный способ освободить оккупированные территории - это капитуляция России перед Украиной и международным сообществом.

- Насколько это сейчас реально?

- Это было бы реально, если бы мы рассматривали этот вопрос согласно международному праву и уставу ООН: если есть государство-агрессор и страна-жертва агрессии законодательно закрепляет агрессора как агрессора, оглашает военное положение, полную или частичную мобилизацию, состояние войны и сообщает в юридической плоскости (не в виде пустых заявлений) ООН, что Россия является агрессором. После этого задействуется седьмой раздел Устава ООН, где сказано, что жертве вооруженной агрессии все страны-члены ООН предоставляют максимальную экономическую, военно-техническую, материальную помощь и так далее. Но есть и другая часть этого седьмого раздела, где сказано, что все члены ООН в случае вооруженной агрессии против члена ООН принимают экономические, дипломатические и другие меры по ограничению и давлению на государство-агрессор вплоть до блокады и эмбарго.

- Были ли случаи, когда устав ООН был задействован таким образом?

- В 1989 году в Кувейте. Это одобрил Совет безопасности ООН, в том числе и СССР. Тогда агрессору (Ирак) был поставлен ультиматум, который он проигнорировал, и ему нанесли поражение на территории Кувейта, а затем добили на территории Ирака.

- Но сейчас в Совете безопасности ООН есть Россия, которая может заблокировать любое подобное решение.

- Есть положение, что участник конфликта не принимает участие в голосовании по конфликту. Но Украина до сих пор не признала Россию стороной конфликта в юридической плоскости, и это несмотря на документирование агрессии в Конституции РФ.

- Почему тогда Украина этого до сих пор не сделала?

- Возможно, Петр Алексеевич и сказал это своей жене вечером… Но я думаю, что это связано с его морально-деловыми качествами, нежеланием конфликтовать, потому что можно все потерять. Это человек бизнеса, который зарабатывает деньги для семьи. И он может все потерять, потому что россияне догонят его где-то, накажут и так далее. Очевидно, ему кто-то нарисовал красную линию, что этот вариант нельзя задействовать.

- А не может такого быть, что эту красную линию ему нарисовали наши западные партнеры?

- Именно так и есть. Таким образом РФ, ЕС и политическое руководство Украины являются союзниками в смысле изменения территориального устройства Украины и поражения ее суверенитета, потому что все заинтересованы в Минских соглашениях, которые предусматривают контроль России над территорией Украины через изменения Конституции. И руководство Украины обязано чем-то России, чем-то ЕС, чем-то Международному валютному фонду. Единственный, кому оно не обязано – это закон Украины и украинцы, которые его выбрали.

- Можем ли мы сейчас прожить без международных кредитов?

- Можем. Согласно независимым международным экспертам из Украины, по существующему закону о двойном налогообложении, выводится 11-12 млрд долларов. А это в разы больше, чем все кредиты МВФ. На самом деле, в Украине очень много денег, но так случилось, что со времен Леонида Кучмы вся прибыль выводится заграницу. Это оккупационная власть в определенном смысле, которая каждый день получает прибыль с Украины. И освобождение территории не входит в ее интересы, потому что это является риском для будущей прибыли.

- По вашим прогнозам, когда может быть освобожден Донбасс?

- Есть два сценария. Первый - это сценарий "Майдана". Как мы знаем, трибуну Евромайдана контролировали Яценюк, Порошенко, нанявшие актеров, которые с утра до вечера призывали стоять мирно в то время, пока они договариваются с Януковичем. Но в какой-то момент люди не выдержали и пошли в наступление. Примерно такая же история, но с меньшей вероятностью, может произойти и на Востоке. Если какая-то воинская часть, не выдержав бессмысленного терпения этих обстрелов из тяжелой техники, даст в ответ. Те, повысят градус. Кто-то пойдет в наступление, к ним подтянутся другие, и таким образом ситуация может выйти из-под контроля Генерального штаба и Президента Украины. Просто начнется драка. Естественно, что эта драка закончится тем, чем и на Майдане – разрушениями, потерей части украинских Вооруженных сил, украинцев, но обязательной победой. Если украинская армия втянется в войну, она на своей территории победит обязательно. Победить армию 40-миллионного народа, при практически единогласной поддержке Вооруженных сил со стороны подавляющего большинства граждан, на собственной территории, при 100% моральной, политической, а потом и материальной, и военно-технической поддержке Запада – невозможно.

А Запад в случае, если Украина начнет воевать, будет давить на Россию. Пока Украина не воюет – он давит на Украину. Но как только остановить Украину будет невозможно, Запад будет вынужден давить на Россию на территории Украины, чтоб в конце концов положить этому конец.

И второй вариант - еще два года будет продолжаться подставление то правой, то левой щек, и затем украинский народ выберет нормального и добросовестного президента, и тогда будет задействован закон Украины про оборону, привлечено к ответственности нынешнее руководство, и начнется то, что должно было начаться почти 3,5 года назад - введение военного положения, визового режима с агрессором, интернирование граждан России.

- Мы понемногу к этому уже идем. Я имею ввиду введение биометрического контроля на границе с Россией.

- Да, и это единственный позитив. Введение биометрического контроля с РФ - это просто пощечина России. Можно сказать, что руководство Украины выходит из-под контроля России. Это однозначно движение в позитивном направлении, но, учитывая необходимый пакет мероприятий, еще 3,5 года назад это решение могло быть лишь деталью. На самом деле нужно предпринимать более агрессивные и адекватные внешней агрессии меры, но, поскольку ничего не делается, то даже это решение можно рассматривать как победу.

Беседовал Сергей Гармаш, "ОстроВ"

Видео-вариант интервью СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Статьи

Донбасс
19.01.2025
19:42

В "ДНР" и "ЛНР" признались, что находятся на полном содержании Кремля. Обзор СМИ оккупированного Донбасса

На минувшей неделе СМИ оккупированного Донбасса признались, что многочисленные приговоры пленным бойцам "Азова" буквально клепаются "на коленке", без каких-либо доказательств и показаний свидетелей. Кроме того, читатели "республик" порадовались за...
Страна
17.01.2025
17:00

Жилищные программы для ВПЛ в 2025 году: субсидии, кредиты, компенсации

Согласно условиям этого проекта, кредит на жилье выдается под 3% годовых на срок до 30 лет и с первоначальным взносом от 6% стоимости. 
Страна
16.01.2025
17:00

Экономику тащат из "тени": что происходит?

Воровать миллиарды гривень на фиктивных операциях с НДС – невозможно без соучастия налоговиков. На самом высоком уровне. Оставаться при этом безнаказанными невозможно без надлежащего прикрытия в силовых органах.
Все статьи