"Война, и только она спасает сейчас нашу искусственную стабильность". Обзор сепаратистских СМИ

На прошедшей неделе произошел своеобразный публичный бунт бывших лидеров донецких сепаратистов, отстраненных от власти московскими кураторами "республик".

Известно о нем стало, в первую очередь, благодаря международному информационному агентству Reuters, которое, ссылаясь на разговоры с тремя такими жертвами кремлевской опалы, писало, что "главный помощник Владимира Путина решает, как управляется промосковская администрация на востоке Украины и кто какие должности там получает" и что "Сурков контролирует ситуацию на месте через отобранных ставленников, которые дают ему регулярные отчеты о ситуации".

В сообщении Reuters также говорилось, что бывшие лидеры "русской весны" решились высказаться, потому что "их восстание было монополизировано Кремлем, назначившим на должности приверженцев, которых не заботят насущные интересы региона".

Интригующих подробностей добавил другой опальный "республиканец", глава незаконного вооруженного формирования "Восток" Александр Ходаковский. В одном из текстов на собственном сайте "Патриотические силы Донбасса" он писал, что "за последние дни мне пришло довольно много личных сообщений со ссылками на публикации наших политических резервистов, которые сегодня выведены по разным причинам из местной политической игры, но не сдаются, и продолжают участвовать в процессах, находясь даже за пределами нашей территории. Первыми пришли сообщения о заявлении Алексея Александрова, в котором он подверг критике методы В.Ю. Суркова по управлению нашей территорией посредством своих уполномоченных лиц, а следующими были ссылки на Романа Лягина, который тоже жестко прошелся по обозначенному политику, и в конце сделал заявление, что подвергся в присутствии помощника В.Ю. Суркова, некоего Максима Полякова, физическому воздействию, в результате которого вынужден был написать предсмертную записку, обвиняющую вашего покорного слугу в его смерти".

По словам Ходаковского, "публичная полемика с братией, которую я в более ранних публикациях с сарказмом называл ЗПТ (злые политтехнологи) ведется мной еще с пятнадцатого года. Происходит это в известном манере: я высказываю свое мнение — они "троллят" меня доступными им средствами. Кода в начале шестнадцатого года эта полемика достигла пиковой формы, обозначенный политик в ходе визита на нашу территорию затронул вопрос об интенсификации борьбы с моей скромной персоной, и если верить одному из присутствовавших на совещании функционеров, даже привел в пример судьбу Алексея Мозгового в качестве возможного варианта разрешения ситуации. Но, как видите, я еще жив, а что нас не убивает — делает нас сильнее. Я откровенно благодарен В.Ю. Суркову за преподанные уроки и хорошую школу выживания".

"Говорят, что иногда человека нужно спасать от него самого — это мы и пытались делать, когда начали пассивное сопротивление реализуемой в отношении нас политике, — продолжал отстраненный от власти в "республике" Ходаковский. — Откровенно говоря, мы были бы не против, чтобы Сурков достиг в рамках нашего проекта максимально высоких в хорошем смысле результатов, потому что это выгодно в первую очередь нашей земле. Мы далеки от московских перипетий, и нас интересует только одно: сделать максимально возможное для многострадального Донбасса. И когда мы начали наблюдать признаки, что из всех возможных вариантов избираются далеко не лучшие, мы начали давать об этом понять на всех уровнях. Но беда, как всегда, в человеческом факторе. Тщеславие, амбиции, внутренняя распущенность, низкая компетентность, предпочтение "личняка" делу, нездоровая конкуренция, приводящая порой к откровенному противодействию — вот немногое из того, что мы видели в конкретных "представителях", которые из кожи вон лезли, чтобы показать командору картинку, скрывая истинное положение дел и свой личный вклад в это положение".

"В итоге замыливать приходиться чем дальше — тем больше. Я говорил с некоторыми из "представителей", и они не скрывали, что их задача отработать контракт", — заключал Ходаковский, не называя имен, но явно имея в виду нынешнее руководство донецкой "республики".

В другом своем тексте, описывая ту же ситуацию с отстранением от власти в ОРЛО ряда влиятельных сепаратистов, Ходаковский писал, что сам "вскоре после того, как Бородая вывели и вместо него назначили Захарченко", предлагал разделить власть в "республике" между влиятельными сепаратистами, за которыми стояли определенные "социальные группы" со своими интересами.

Глава "Востока", по его словам, руководствовался той логикой, что "на локальной территории в условиях постоянных боевых действий при определенных условиях может начать формироваться отрицательный потенциал на фоне прогнозируемого роста недовольства, который только и будет ждать повода себя проявить. Избежать этого можно было несложным способом: дать лидерам отдельных сегментов этой мозаики реальную причастность к власти, структурировать их в рамках системы власти и управления, и удовлетворить таким образом запрос на то, чтобы все реальные силы в обществе были представлены в новом государстве посредством их представителей".

Оставим за скобками замечание о том, насколько, оказывается, повезло донецкой "республике", что вместо группы головорезов Москва назначила управлять ею только одного. По мнению автора этой идеи, "со временем такой орган утратил бы свое значение, но это было бы эволюционно, и при только определенном формате развития ситуации: когда интересы наиболее активной прослойки общества, часть которой была и есть к тому же вооружена, находили бы удовлетворение своих запросов".

"В действительности все произошло наоборот: тех, кто представлял реальную силу, всеми способами постарались ее лишить, не позволив даже Народный Совет сформировать на коалиционной основе, набрав его из ставленников тех, кого определили во власть, — писал дальше Ходаковский. — …При взгляде со стороны — все удалось, но беда в том, что упомянутая прослойка осталась с неудовлетворенными интересами. А это очень немаленькая и мобилизационно активная социальная группа. Лишенные своих лидеров, за которыми они пошли, на которых ориентировались и на которых возлагали определенные надежды, они ведь не перестали существовать? Нет, они в обществе, и своими настроениями при общем ухудшении обстановки они заражают тех, кто вокруг".

"Вы думаете, здесь забыли, например, Безлера? Сколько его не держи на удалении, но стоит ему здесь появиться, или даже прокатиться серьезным слухам о его появлении, так тут же вся его гвардия соберется, приумноженная сочувствующими. Но его отсутствие ведь не гарантия того, что его гвардия будет сидеть на пятой точке ровно, если вдруг терпение лопнет? А обстановка именно такова, на самом деле, независимо от того, какого размера флаг мы выносим на футбольное поле. Скрытые процессы хорошо известны там, где положено, и потому и лихорадит: то постановочные фугасы, то поиски заговоров, то непреходящий нервяк".

"Война, и только она при существующем положении дел спасает сейчас нашу искусственную стабильность, потому что общество и не стабильно в своей основе, и разобщено, — констатировал Ходаковский. — Но война же ведь не вечна? Сегодня она стабилизирует, а завтра? Русско-Японская война — генеральная репитиция; Германская война — революция... Неужели история ничему не учит?".

"Постановочные фугасы"

О фугасах — это был не риторический оборот. Как сообщало утром 8 мая "Донецкое агентство новостей", "два взрыва прогремели сегодня в районе кургана Саур-Могила перед началом торжественных мероприятий к 72-й годовщине Великой Победы. Об этом сообщили в администрации Главы Донецкой Народной Республики. "Перед началом мероприятия было два взрыва с целью устрашения со стороны Украины", — заявили в администрации. Ранее в средствах массовой информации появились сведения о взрывах на трассе, ведущей к Саур-Могиле. На кургане сегодня должен пройти торжественный митинг, который планировал посетить Глава Республики Александр Захарченко".

Отчего случился взрыв, в "республике" не поясняли. В "официальных" сообщениях говорилось, что пострадавших не было. Позже то же "Донецкое агентство новостей" сообщило, что в районе Саур-Могилы были найдены еще пять "радиоуправляемых фугасов". Александру Ходаковскому — да и не только ему — вся эта информация показалась более чем сомнительной. А "официальный сайт" донецкой "республики"  13 мая еще, между прочим, сообщил, что "самодельное взрывное устройство обнаружено в Шахтерском районе Республики на маршруте следования наблюдателей ОБСЕ. Представители силовых структур ДНР осматривают место происшествия".

"Главное достижение ЛНР"

В Луганске и Донецке на прошедшей неделе праздновали не только День Победы, но и третью годовщину существования "республик". Получился тоже "праздник со слезами на глазах". Как говорилось, например, в одном из текстов Информационного агентства "Новороссия", "нельзя, например, сказать, что у нас всё хорошо с экономикой, или что у нас нет других проблем. Их огромное количество, они очень серьёзные и неизвестно, как мы переживем эти вызовы. Но на их стороне всё гораздо хуже — там постепенно поднимает голову побежденный украинский нацизм. Надо понимать, что украинский нацизм всегда воюет не за людей, а только за территорию. Любые люди, которые отличаются от них, которые "некачественны" с их точки зрения должны покинуть новое жизненное пространство, организованное "вожаками". Поэтому очевидно, что давление на людей там в разы больше, чем здесь". Это не единственный пример, когда в ОРДЛО открыто признают, что единственный смысл существования "республик" — это защита местного населения от мифических "украинских нацистов".

Тему разочарования, между тем, ИА "Новороссия"  продолжила в следующем тексте. Это — интервью с "активистом Русской весны в Луганске, публицистом, участником экспертной инициативы "Юг России"" Тихоном Гончаровым. В нем корреспондент "Новороссии" предложил Гончарову порассуждать о том, что "народ Крыма более активно поддержал возвращение в Россию, поэтому и с российской стороны реакция была более однозначной".

"Да, есть такое мнение, — ответил тот. — Но так говорят либо те, кто не знает реальной ситуации 2014 года в Крыму и в Донбассе, либо подонки, которые сознательно вводят людей в заблуждение. Я был в Крыму сразу после проведения референдума, видел настроения людей, общался с представителями власти. Присутствуя на торжествах по случаю возвращения Крыма в Россию, меня не покидало ощущение, что в Донбассе событие подобного масштаба вызвало бы больший ажиотаж. Тогда была уверенность, что не за горами такие же праздники в Луганске, Донецке и других городах Новороссии… Понятно, что Крым и Донбасс сравнивать не совсем корректно, но настрой людей здесь абсолютно не причем. Просто в Крыму был надежный тыл в виде Черноморского флота, да и технологически оборонять полуостров с полным превосходством в море – это не отстаивать тысячи километров сухопутных границ. Еще одним фактором стало наличие статуса автономии у Крыма и отсутствие такового у Донбасса".

"Как поменялись за три года настроения в Луганске?", — был следующий вопрос. "С одной стороны, русские люди не стали меньше стремиться домой в Россию. С другой, большинство участвовавших в референдуме представляли путь возвращения в Россию иначе. Тысячи жертв, поломанные судьбы, разбитые города…", — перечислял луганский активист "Русской весны".

"Думаете, многие жалеют о том, что пошли на референдум?", — спросили его. "Я таких не встречал. Ни одного. Но допускаю, что есть люди, например, среди аполитичных пенсионеров, думающие, что если бы не референдум, то было бы "все как раньше". Но это самообман. Сегодняшняя Украина — это не Украина Януковича, это тоталитарная нацистская страна, где уровень жизни незащищенных слоев населения уже ниже, чем в находящихся в блокаде республиках Донбасса. Референдум не развязал войну, а наоборот, должен был защитить от нее. И разговоры о том, что мы якобы сами развязали войну, не имеют ничего общего с реальностью. Войну развязали преступники, захватившие власть в Киеве, а восстание Донбасса – это самооборона. Но не только. Донбасс встал на защиту всего Русского мира. И те добровольцы, которые прибыли сюда с разных регионов Большой России, тому подтверждение".

Гончарову предложили также "назвать главное достижение ЛНР после референдума". "Главное достижение – это свобода говорить по-русски, учить детей по-русски, воспитывать их на своих ценностях, своих героях… — Ответил он. — Да, экономическая ситуация у нас на данном этапе, мягко говоря, оставляет желать лучшего, но это все поправимо. Народ Донбасса уже достаточно претерпел. Радует, что кое-какие подвижки в вопросе интеграции с остальной Россией уже имеются. Признание документов, переориентация предприятий на российский рынок, комитет "Донбасс-Россия". В образовании и культуре мы уже в России, можно сказать. Осталось только зарплаты подтянуть. И пенсии, конечно".

Успехи донецкой "дипломатии"

На прошедшей неделе "республики" как раз продолжали "интегрироваться" с РФ. Как сообщало, например, "Донецкое агентство новостей", "власти ДНР неоднократно заявляли, что Республика взяла курс на переориентацию своей экономики на Россию. В связи с этим о состоянии промышленности Донбасса, проблемах и их решениях в ходе собрания рассказали представители Донецкой и Луганской Республик. В свою очередь крымские коллеги выступили уже с конкретными предложениями. "Мы приехали с предложением крымских предприятий. Сейчас мы готовы везти в ДНР и ЛНР бытовую химию, также кондитерские изделия", — сказал директор крымского Центра экономического взаимодействия Республик Сергей Агеев, выступая на дискуссионной площадке "Восстановление экономических связей Донбасса и России". Помимо этого в ближайшие дни, по словам Агеева, будет подписан предметный долгосрочный контракт со сталепроволочно-канатным заводом ДНР "Силур". При этом в качестве покупателя продукции выступит именно данный крымский Центр".

В еще одном сообщении ДАН  говорилось, что "исполняющая обязанности министра иностранных дел Донецкой Народной Республики Наталья Никонорова и ее коллега из Южной Осетии Мурат Джиоев сегодня в Донецке подписали совместный протокол об установлении дипломатических отношений между государствами". Как поясняли в агентстве, "подписание данного документа поможет в ближайшее время регламентировать обмен дипломатическими представительствами на уровне посольств. Таким образом, первое за рубежом посольство ДНР появится в Республике Южная Осетия".

Таким образом, начало мая в донецкой "республике" оказалось насыщенным. Делегация из отколовшейся от Грузии Южной Осетии гостила в Донецке во время празднования годовщины "референдума". Крымчане же посещали город для участия в "постоянно действующей общественной структуре Интеграционный комитет "Россия-Донбасс"".

Примечательно, что в "республику" приехали именно депутаты Госдумы РФ, чье "избрание" в Крыму международное сообщество не признает. То же касается представителей Южной Осетии во главе с новым де-факто президентом Анатолием Бибиловым. Именно через крымские и южноосетинские структуры Россия, по всей вероятности, легализует бизнес с ОРДЛО.

Непризнанные государства не могут вести международную торговлю. Оккупированный Россией Крым и признанная ею же Южная Осетия становятся тем мостом, через который донецкие и луганские товары смогут легально попадать в РФ.

Обзор подготовила Софья Петровская, "ОстроВ"

Статьи

Страна
22.11.2024
14:00

Украинская металлургия: вверх или вниз?

При ухудшении ситуации в Донецкой области из-за потери источников поставок коксующегося угля выплавка стали может сократиться до 3-4 млн т. Речь о Покровске.
Мир
21.11.2024
19:00

Политолог Константин Матвиенко: У РФ нет стратегического запаса, чтобы долго продолжать войну. Они выкладывают последние козыри

Ближе к ядерной войне мы не стали, это совершенно однозначно. Я уверен, что РФ не решится на ядерную эскалацию, что бы мы ни делали с дальнобойными ракетами США и других стран.
Страна
21.11.2024
18:00

«Рубеж» или последний рубеж?

«Рубеж» - это действительно рубеж возможностей Москвы в конвенциональном оружии.  Поэтому, ему лучше чтоб все думали, что у РФ есть такое оружие и боялись, чем знали это наверняка. Тем более, что количество  "Рубежей" может быть чисто...
Все статьи