Ахметов опять пригодился. Новое приобретение Порошенко

Финансово-промышленная группа "Донецксталь" (ранее – концерн "Энерго") Виктора Нусенкиса, одна из наиболее влиятельных на Донбассе в 1990-е гг., окончательно прекратила существование.

Ситуацией воспользовалась другая ФПГ, имеющая донецкое происхождение. Владелец группы SCM Ринат Ахметов усилил позиции в металлургии и застраховал свой бизнес от прессинга, сумев найти новую платформу для партнерства с действующим президентом.

Час "Ч" для спонсора РПА

В начале августа стало известно об утрате группой последнего значимого актива – шахтоуправления "Покровское", крупнейшего в Украине производителя коксующегося угля.

Его новыми владельцами стали холдинг "Метинвест" Рината Ахметова и ряд "оффшорок", зарегистрированных на Британских Виргинских островах.

Последние могут иметь отношение к действующему президенту. На его присутствие указывает скупка долгов "Донецкстали" инвесткомпанией ICU, обслуживающей бизнес Петра Порошенко.

Долговые обязательства скупались на протяжении 2017 г. А уже в середине марта текущего года "ОстроВ" сообщал, что ICU через суд добивается взыскания с "Донецкстали" долгов на 7,5 млрд грн.

Уже тогда было понятно, что мишенью ICU является ш/у "Покровское", поскольку остальные активы группы – завод "Донецксталь" и Ясиновский и Макеевский коксохимзаводы - находятся на неподконтрольной территории и не ведут производственной деятельности.

Любопытно, что большая часть долга у "Донецкстали" образовалась перед российскими госбанками ВТБ и Сбербанком – порядка $200 млн, или 5,5 млрд грн. по текущему курсу.

Эти обязательства ICU заполучила не напрямую, а через финансовую компанию "Паритет" Сергея Кия – дабы не давать лишний повод обвинять президента в ведении бизнеса с агрессором.

Что же, внешние приличия в данном случае действительно были соблюдены, хотя это ничего и не меняет по сути. Здесь важно, что С.Кий, экс-депутат Верховной Рады от Партии регионов, является человеком из команды Р.Ахметова.

Кроме того, уже летом т.г. появилась информация о том, что "Покровское" весь добытый уголь отгружает на предприятия "Метинвеста".

Таким образом, можно сделать вывод, что Р.Ахметов обеспечил техническую поддержку в ходе долговой операции и взял на себя сбыт готовой продукции, а президентская инвесткомпания выступила в роли "торпеды", если воспользоваться терминологией из 1990-х.

В том, что продажа "Покровского" прежними хозяевами (миноритарной долей владел бизнес-партнер В.Нусенкиса, еще один бывший "красный директор" и "регионал" Леонид Байсаров) – вынужденная мера, сомневаться не приходится.

Достаточно сказать, что по итогам предыдущего 2017 г. предприятие получило 2,16 млрд грн. чистой прибыли.

Т.е. у В.Нусенкиса и Л.Байсарова была возможность за 3-4 года полностью рассчитаться с долгами, не продавая ценное предприятие.

Дело в том, что расчетные запасы на "Покровском" составляют порядка 260 млн т., причем это уголь ценных марок К и Ж с низким содержанием серы и фосфора.

Еще до начала войны на Донбассе тогдашние акционеры "Донецкстали" вложились в модернизацию производства, оснастив его проходческой техникой шведской компании Sandvik и добывающим оборудованием немецкой Bucyrus DBT, предназначенным для работы с особо тонкими угольными пластами.

Для бурения скважин была закуплена канадская установка Sense EDM и построена когенерационная установка, работающая на метане, который откачивается из шахты.

Производительность на "Покровском" ранее достигала 90 т./чел. в мес.

Одним словом, проведенная модернизация при нынешних высоких ценах на уголь позволяла прежним акционерам погасить задолженность и продолжать самим "снимать сливки".

Другое дело, что в условиях "жизни по-новому" их возможности для ведения бизнеса в Украине сузились до неприличия.

Но еще ранее, в период правления В.Януковича, В.Нусенкис утратил российские активы из-за конфликта с одним из партнеров по "Энерго", экс-генеральным прокурором Украины Геннадием Васильевым.

Активы в РФ пришлось продать во избежание ареста и конфискации по решению суда Кипра, в котором проходили разбирательства между сторонами.

В Украине в рамках данного конфликта владелец "Донецкстали" лишился Кредитпромбанка, в середине 2000-х входившего в десятку крупнейших украинских банков.

Затем, во время событий "русской весны" на Донбассе, В.Нусенкис, в отличие от того же Р.Ахметова, не сумел сориентироваться, откуда "дует ветер". И в 2014 г. открыто выступил в поддержку "ДНР" и "русского мира", профинансировав создание незаконного вооруженного формирования – т.н. "Русской православной армии" (РПА).

Очевидно, что после этого утрата контроля над "Покровским", расположенным на территории, подконтрольной официальным украинским властям, была лишь вопросом времени.

При этом и активы "Донецкстали" на территории, захваченной "ДНР", не смогли возобновить полноценную работу.

По стопам ИСД

Стоит отметить, что подобным образом ранее лишилась своего последнего значимого актива в Украине и корпорация "Индустриальный союз Донбасса".

Она была вынуждена летом 2017 г. передать Днепровский металлургический комбинат (г. Каменское, Днепропетровская обл.) в управление "Метинвесту" для погашения задолженности на сумму свыше 12 млрд грн., из них 7,9 млрд грн. на тот момент уже были подтверждены в судах.

К такому решению ИСД подтолкнула остановка ДМК, вызванная экономической блокадой ОРДЛО.

Оформить контроль над ДМК на правах собственности "Метинвест" не может из-за корпоративного конфликта между украинским совладельцем ИСД, депутатом Верховной Рады Сергеем Тарутой, и россиянами, интересы которых представляет российский государственный Внешэкономбанк.

А в остальном судьба ИСД и "Донецкстали" напоминает историю двух родных сестер: обе группы появились в период становления "дикого капитализма". Но не сумели удержаться на плаву, когда на смену ему пришел более цивилизованный рынок.

Одна из главных причин – отсутствие необходимого стратегического мышления у акционеров и их топ-менеджеров, не понимавших важность полной вертикальной интеграции для металлургии.Это когда в рамках одной компании производственные процессы идут по всей цепочке от добычи сырья до выпуска готовой стальной продукции.

И "Донецксталь", и ИСД – так и не обзавелись собственными железорудными месторождениями. Обе группы зависели от поставок руды с горно-обогатительных комбинатов "Метинвеста".

Не смогли они и сохранить стройность рядов в период политических пертурбаций последнего десятилетия.

Так, в начале 2010 г. из акционеров ИСД вышел один из его главных совладельцев, экс-вице-премьер Виталий Гайдук.

Свое решение он принял после того, как стало ясно, что лояльная к группе премьер Юлия Тимошенко проигрывает В.Януковичу на президентских выборах.

С новыми совладельцами С.Тарута и генеральный директор ИСД Олег Мкртчан не смогли найти общий язык.

Таким образом, корпоративный конфликт как субъективный фактор ослаблял ИСД в дополнение к объективному – отсутствию вертикальной интеграции бизнеса.

"Война" внутри группы "Донецксталь" между В.Нусенкисом и Г.Васильевым упоминалась выше.

Интересно, что в рамках войны В.Нусенкис потерял Кредитпромбанк во многом из-за того, что записал его на подставных лиц, на некоего Костаса Попунидиса и его сестру Марию Попуниду.

И потом просто не сумел доказать в суде Кипра, что является фактическим владельцем. Т.е. далеко не всегда такая схема оказывается эффективной. С ее последствиями юристам ICU и "Метинвеста" еще предстоит поработать.

Так, в ЧАО "Обогатительная фабрика "Свято-Варваринская", созданном в 2010 г., конечными бенефициарами до сих пор числятся некие граждане Сократис Сачпазидис и Динос Паспалидес.

Хотя формально предприятие, которое занимается переработкой угля на "Покровском", по данным реестра уже принадлежит ПАО "Ш/у "Покровское" - 55% уставного фонда, Industrial Coal Holding - 22%, и ООО "Шахта Свято-Покровская №3" – 23%.

Т.е. подставных греков еще предстоит вывести за рамки и очевидно, что это будет сделано в ближайшее время. Маловероятно, что с "зачисткой хвостов" у ICU и "Метинвеста" возникнут проблемы.

Порошенко и Ахметов – братья навек?

В ходе поглощения "Покровского" 57,2% его акций во II кв. т.г. были переведены на Industrial Coal Holding, в которой 24,99% принадлежит зарегистрированной в Нидерландах Metinvest BV.

Это материнская компания холдинга "Метинвест" Р.Ахметова. Остальные 75,01% распределились следующим образом: у кипрских "оффшорок" Altana и Misandyco Holdings – по 24,99%, у Mastino Тrading - 0,04% и у виргинской Treimur Investments - 24,99%.

"Киприоты" Altana, Misandyco и Mastino контролируют Днепровский коксохимический завод (ДКХЗ, г.Каменское, ранее – "Южкокс", включающий "Баглейкокс" и Днепродзержинский коксохимзавод.

Известно, что сейчас "Метинвест" занимается получением статуса официального владельца ДКХЗ – поэтому нет вопроса относительно того, кто стоит за Altana, Misandyco и Mastino.

Другое дело Treimur. Как уже отмечалось, она зарегистрирована на БВО – территории, на которой "засветились" связанные с П.Порошенко фирмы в ходе оффшорных скандалов Panama papers и Paradise papers.

Плюс упомянутое участие ICU в долговой операции по "Донецкстали".

Также стоит напомнить, что после прихода к власти П.Порошенко о появлении интереса к угледобыче у его давнего бизнес-партнера Игоря Кононенко неоднократно писали СМИ.

По их данным, активы наиболее перспективных госшахт переданы группе компаний "Укрдонинвест" Виталия Кропачева, которого называют "смотрящим" – т.е. представляющим интересы И.Кононенко.

В таком случае расширение сферы влияния на "Покровское" со стороны ПАПа выглядит вполне логично. При этом у него есть необходимый админресурс – но нет опыта управления подобными проектами в угледобыче.

А бизнес того же В.Кропачева, если верить сообщениям СМИ, в довоенный период сводился к крышеванию незаконной угледобычи – "копанок", а сейчас сосредоточен на "схемах" в госсекторе углепрома.

Очевидно, что он не очень подходит на роль менеджера для крупной частной публичной компании, которой является ш/у "Покровское". Кроме того, личности В.Кропачева и его связям с президентским бизнес-окружением в СМИ уделялось очень много внимания.

Поэтому сейчас, по мере приближения очередных президентских выборов, выдвигать его на передний план в качестве номинального владельца "Покровского" – мягко говоря, нелогично с точки зрения рейтингов лояльности у избирателей.

Гораздо лучше довольствоваться долей миноритарного акционера, поручив управление опытному игроку – в данном случае "Метинвесту", - и спокойно "снимать сливки".

Что касается владельца "Метинвеста", то он, как и в случае с "Роттердам+", снова сумел найти общий знаменатель для бизнеса с ПАПом.

Итак, структурам Р.Ахметова досталась основная доля в ш/у "Покровском", входившем в "Донецксталь" и выступающем поручителем по ряду кредитов этой группы.

А сами обязательства купила ICU, обслуживающая бизнес президента. Т.е. долги "Донецкстали" ей выплатит Р.Ахметов, взамен получивший в свое распоряжение имущество должника.

Это означает, что владельцу "Метинвеста" можно и дальше не опасаться "деолигархизации", с которой при П.Порошенко столкнулся ряд других ФПГ: "Финансы и кредит", "Приват", Group DF.

Кроме того, теперь он может компенсировать потери от утраты объединения "Краснодонуголь", которое осталось на территории, захваченной "ЛНР".

Из-за этого в 2015-2017 гг. коксующийся уголь для заводов "Метинвеста" приходилось завозить из США, где группе принадлежит крупный добытчик коксующегося угля United Coal.

Но трансатлантическая логистика отрицательно влияла на себестоимость кокса и готовой стальной продукции "Метинвеста". Теперь же появилась возможность ощутимо уменьшить затраты.

Годовая добыча "Краснодонугля" была в пределах 5,46-6,0 млн т., "Покровское" по итогам 2017 г. получило 4,35 млн т. Однако в 2011-2012 гг. там добывали и по 8 млн т. в год.

Так что в перспективе компания Р.Ахметова сможет не только полностью обеспечить свои потребности в коксующемся угле, но и стать экспортером кокса – за счет увеличения поставок с "Покровского" на Авдеевский коксохим, "Азовсталь" и ДКХЗ.

Валерий Байкалов, "ОстроВ" 

Раньше «ОстроВ» поддерживали грантодатели. Сегодня нашу независимость сохранит только Ваша поддержка

Поддержать

Статьи

Страна
21.02.2025
19:36

Если Америка нас оставит. Взгляд с фронта

Не зря эту войну называют «первой дроновой» – это значит, что большинство поражений осуществляется дронами разных типов. И преимущественно эти дроны – не из США.
Мир
19.02.2025
10:30

«Но дальше давайте даже не предполагать». Российские СМИ об Украине

Когда Путин или Лавров говорят - они говорят за Россию. А когда США предлагают условия, они говорят за себя, Украину, Европу, НАТО. На каждом этапе им нужно прорабатывать дорожную карту исполнения тех или иных обязательств, которые они на себя берут.
Мир
18.02.2025
10:55

Политолог Владимир Фесенко: Резонансный Мюнхен-2025, роль Китая и мирные переговоры

Есть риск, о котором уже многие говорят и пишут, – что Запад как единый геополитический субъект может остаться в прошлом. Европа и США могут стать, скажем так, обособленными субъектами.
Все статьи