Снимать настоящее кино профессиональной камерой, делать грим, попробовать свои силы в актерском мастерстве, писать сценарии – все это смогли школьники из Донбасса. Такую возможность они получили благодаря кинолагерю «Желтый автобус», который работал 12 дней под Киевом. А уже 15 августа две короткометражки были презентованы в столичном кинотеатре «Жовтень». Проект «Желтый автобус» реализуется в Украине уже второй год подряд. Его инициатор - украинский кинооператор Ярослав Пилунский, на счету которого кинопроект «Вавилон 13», 3D-блокбастер «Вий», ряд художественных фильмов и музыкальных клипов. Пилунский и другие волонтеры творческих профессий приезжают в прифронтовые города и проводят мастер-классы для детей. А потом отбирают наиболее заинтересованных ребят для приобщения их миру кино. Организаторы проекта надеются, что дети, работая с профессиональной техникой, смогут увидеть перспективы своего развития, захотят в дальнейшем в дальнейшем обучаться и стремится к новым достижениям. В этом году в течение 12 дней 36 детей из прифронтовых населенных пунктов и детей-переселенцев жили, учились и снимали собственные фильмы в кинолагере «Желтый автобус» под Киевом. Возрастная категория ребят от 10 до 17 лет. Среди них есть как переселенцы, так и те, кто живет в прифронтовых городах - Попасной, Новоайдаре, Красногоровке, Николаевке. В кинолагере к детям приезжали и проводили мастер-классы актриса Римма Зюбина, писательница Ирина Цилик, сценаристы из «95 Квартала», режиссер Максим Наконечный. Полученные знания дети применили на практике. Абсолютно всю работу - сценарий, операторская съемка, режиссерская работа, грим, одежда, актерская игра –подростки делали самостоятельно, но под руководством наставников. Ребята разделились на две команды, и в результате на экран вышло два фильма. На премьерном кинопоказе ребята немного волновались, но с нескрываемым энтузиазмом и киношным азартом отвечали на вопросы первых зрителей. Рассказывая о своей работе в лагере, многие из них с «горящими глазами» отвечали, что уже выбрали свою будущую профессию благодаря участию в этом проекте. Первый фильм «Встреча сквозь время» - это история любви, с элементами мистики, философии. Кино, снятое ребятами, пронизано символизмом в представленных образах, локациях. Используя простые, казалось бы предметы, к примеру, телефон, смысл фильм обрастает новыми коннотациями и особой метафорикой. Для Дианы Пилипенко это первый режиссерский опыт, который можно смело назвать успешным. «Когда мы уже познакомились с ребятами, мы решили написать классный сценарий и снять хороший фильм. В первое время у нас было много сценариев, каждый предлагал свои идеи и хотел их воплотить. В итоге мы из всех идей сделали одну историю. Каждый ребенок – очень талантлив, и с ними было интересно создавать этот фильм», - говорит Диана. Диана Пилипенко со своей командой Второй фильм тоже о временном пространстве, но в другом контексте и жанре - «Спираль времени». Это история о необыкновенных приключениях с помощью волшебной карамели времени, которая переносит главных героев в будущее и прошлое. Сочетание элементов фантастики на фоне иронии и юмора в фильме иногда удивляет своим далеко не детским подходом. Все очень выверено, четко, реалистично и без каких-либо глупых трюков. Другими словами, все по-взрослому. Многих зрителей впечатлили отдельные эпизоды в фильме - полеты над озером и рыцарские турниры. Для главного режиссера этого фильма - тринадцатилетней Анастасии Трофимчук, которая родом из прифронтовой Красногоровки, это уже не первая ее киноработа. В прошлом году ее фильм «В глубинах мечты» вошла в десятку лучших детских короткометражек на кинофестивале «Чилдрен кинофест». Анастасия Трофимчук "Я осваиваю эту профессию, и вижу свой рост. Меня привлекает то, как можно из ничего создавать фильм. Нравиться работать с людьми – взаимодействие режиссера с командой. Ведь иногда что-то кому-то не нравиться, актеры могут капризничать, мол устали, а мне нужно найти компромисс, но не орать и заставлять их работать, а спокойным тоном объяснять, что нужно работать. И у нас это получалось. У нас был актер Иван, который все время уставал. Но я на него не кричала, хотя многие члены команды прикрикивали, и этим я его стимулировала», - говорит Настя. В ее актерской команде работал пятнадцатилетний Александр Ярчук. Он исполнил две роли: рыцаря и возрастную роль - престарелого дедули. Из-за войны Саше пришлось переехать из родного Донецка в Николаевку под Славянском. «О проекте узнал от подруги, и меня это заинтересовало. Актерским мастерством ранее не занимался. Раньше мечтал о профессии дипломата, но после всех этих событий, связанных с войной, и участия в кинолагере, уже думаю над актерской профессией», - говорит юноша. Александр Ярчук На премьере фильмов в зале кинотеатра едва поместились все желающие. Посмотреть на работу, возможно, будущих обладателей "Оскара" пришли актеры, представители киноиндустрии и просто неравнодушные зрители. Кроме щедрых аплодисментов и вопросов, дети получили весьма неожиданный подарок – приглашение на кинофестивали. Ярослав Пилунский: с детьми работать легче, чем со взрослыми Каким образом отбирали детей в кинолагерь и как работали с ребятами, «ОстроВу» рассказал инициатор проекта «Желтый автобус» Ярослав Пилунский. - Каким был процесс отбора детей в кинолагерь? - Мы приезжаем в конкретные населенный пункт, проводим ознакомительный мастер -класс для ребят одной-двух школ, а то и целого городка. Наибольшее число детей, которое было у нас, это кажется, 800 человек на мастер-классе. Потом уже приглашаем желающих на мастерские: по режиссуре, операторскому мастерству, гриму и другим узконаправленными специализациям кинопроизводства. Как правило, сюда приходят заинтересованные ребята. И на этом этапе уже понятно, кто двигается дальше, у кого есть потенциал, кому это реально интересно. И в кинолагерь уже отбор проводился с помощью анкетирования, а очень сложный процесс: им нужно было снять портрет, автопортрет, написать сюжет и выполнить массу других заданий. Ярослав Пилунский - Как проходила работа уже в лагере, какие были трудности? - Кинолагерь рассчитан на 12 дней, а это очень мало для полного цикла кинопроизводства. Мы уже работаем второй год в рамках такого проекта, и наша команда выработала уже эффективную методику, когда мы можем очень быстро с детьми разбирать любые их идеи, выстраивать драматургическую структуру. Сначала мы на простейших примерах объясняем, что из себя представляет киноязык. Дети все впитывают и выходят на съемочную площадку уже готовыми к работе. На третий день, это уже серьезная команда. Да, я их предупреждаю, что иногда могу повысить голос, если атмосфера на площадке не очень хорошая, но ничего личного. Это такое условие, и они принимают его. Был период, когда я преподавал в киношколе, работал со взрослыми. Теперь могу сказать, что однозначно: с детьми легче работать. Все, что мы вкладываем в них, дает хороший результат. Кто-то спрашивал, мол, были ли импровизации на съемочной площадке у ребят. Не было, потому что мы их этому не учили, а сразу старались донести до них, что вся сила кино состоит в подготовке и они это хорошо усвоили. - А чем отличается работа с детьми в этом году по сравнению с прошлым годом? - Пожалуй, только нашей уверенностью. Мы уже знаем, где мы в прошлом году ошибались, а где добились результата. А дети для нас все равноценны. У каждого из них есть потенциал. Например, в Новоайдаре мы отобрали детей, а потом учителя приходят и говорят, мол, а знаете, кого вы взяли? И указывают на одно мальчика: «это же главный хулиган школы, он вместе со своими друзьями пришел». Но для нас они все одинаковы. И если мы увидели человека с харизмой, потенциалом, то кто он, с какой семьи и т.п. нас это не интересует. Я считаю, что в каждом поселке, городке и селе есть маленькая культурная жизнь, только ее нужно активизировать. -Вы уже решили, в каком городе будет следующая остановка «Желтого автобуса»? - Конечно, уже готовимся. Хотим поехать в Авдеевку, ведь там тоже много детей, которым нужно показать возможности для развития их потенциала. Еще идет подготовка над созданием модели «Children's space» - системы дистанционного образования. - Как это будет выглядеть на практике? Мы приезжаем в конкретный городок, работаем с детьми, а дальше нужно, чтобы ребята получали в течение года базис культурных знаний. Выстраиваем систему дистанционного образования. В Киеве будет главная студия где будет проводиться онлайн обучение, планируем приглашать мастеров из-за рубежа. А уже на местах создаем такие дочерние студии. Радует, что местные власти готовы выделить бюджетные средства для такие студий. В Попасной, Красногоровке, Новоайдаре уже готовы к такому сотрудничеству. В этой инициативе нас финансово поддерживает Фонд посольства США. - А Минкульт или Госкино поддерживают такие проекты? - Госкино пыталось помочь, но в силу бюрократических процедур, этот процесс немного тормозится. Например, у них есть бюджет на популяризацию украинского кинематографа, но не предусмотрена статья на транспортные расходы. Можно взять проектор и показывать у себя кино дома, грубо говоря. Поэтому более эффективно получается работать с фондом Игоря Янковского "Інниціатива заради майбутнього", общественной организацией "Громадський Хаб", фондом "Відродження". Непосредственно технический ресурс съемочного оборудования нам помогают обеспечивать "Patriot rental", Компания MIK, магазин "Comtel". Также мы благодарны за административную помощь и мастер – классы для детей - "RadioaktiveFilm", "SnowBusiness", "Filmotechnic", "Квартал95", "Mental drive". И мастерами по режиссуре - Анне Бурячковой, по актерскому мастерству - Люсе Васильевой, по монтажу - Олегу Тимошенко, Максиму Наконечному, по звуку - Артему Мостовому, по костюму - Юлии Гавриловой, каскадеру - Александру Жмуцкому, и многим других специалистов, которые понимают важность нашего проекта для киноиндустрии нашей страны в целом. Ирина Голиздра, "ОстроВ"