Если проанализировать информацию, которую обыватель получает посредством СМИ о том, что происходит на «Евромайдане», то придется констатировать: умом все происходящее здесь понять нельзя, и демократическими мерилами западных стран сие измерить невозможно. Как феномен иррациональной реальности майдан не воспринимается в формате здравого смысла. В нем перемешаны эмоции и спекуляции, идеологемы и мифологемы, режиссура и спонтанность, радикализм и лояльность, национализм и космополити́зм, патриотизм и холопские прогибы перед иностранцами, наивный романтизм и изощренный цинизм. Повод здесь становится причиной, случайность интерпретируется как необходимость, мнимое выдается за действительное, благозвучной внешней формой камуфлируется извращенное содержание, единичное получает статус всеобщего, часть объявляется целым, великая правда трансформируется в ложь. И хотя «лицом к лицу лица не увидать», внутри него царит эйфория «великой» революции. А вот как это «большое действо» видится на расстоянии, исследовала Аналитическая служба доктора философских наук, профессора Николая Гаврилова, проведя социально-психологический зондаж в Луганской и Донецкой областях. Ч.1. «Хто не скаче – той москаль» Обыденное представление населения западной Украины не нуждается в официальных документах для идентификации «правоверности» украинцев. Критерий один – «мова». Если говоришь на русском, то – «москаль». По умолчанию «москали» не могут быть признаны народом Украины, даже если они составляют большую часть населения Юго-Востока и Крыма. «Истинные ценности» для страны в целом могут транслировать лидеры, «элиты», интеллигенция, активисты и вожди только западных областей. Остальные должны лишь «плясать под их дудочку». В противном случае – «хто не скаче – той москаль». В свою очередь те, кто избирал Януковича президентом (и в немалой степени из-за его обещаний более тесного сотрудничества с Россией), на сегодняшний день просто выведены за скобки принятия судьбоносных решений для Украины. Может быть поэтому «революционный евробал» на майдане правят «активисты» Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей (11% от всех избирателей Украины), которые объявили о бессрочной мирной забастовке и решили, что лучше всего их представители будут осуществлять ее в Киеве. Чтобы дать возможность быть услышанными и уравнять в гражданских правах Восток Украины, Аналитическая служба Николая Гаврилова предложила жителям Донецкой и Луганской областей (14% от всех избирателей Украины) поделиться своими ощущениями от того, что происходит на майдане, как они воспринимают курс на евроинтеграцию Украины и насколько Янукович может рассчитывать на поддержку Донбасса, чтобы быть избранным на второй президентский срок после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Приняли участие в таком интервью с 12 по 15 декабря 1398 человек. Сама постановка вопроса – «Как вы относитесь к тому, что происходит на майдане в Киеве?» – изначально предполагала широкий спектр возможных вариантов ответов, которые респонденты должны были формулировать самостоятельно. Кроме крайних вариантов параметров ответов по типу «плохо-хорошо», «негативно-позитивно», «отрицательно-положительно», они придерживались нейтральных позиций, выражали свое безразличие, настаивали на неоднозначности происходящего и признавались в том, что не задумывались над этой ситуацией. Возмущенных происходящим на майдане можно разделить на две группы. Одни в разных формах выражали эмоциональный протест против псевдореволюции. Других, в первую очередь, волновала проблема нарушения права человека со стороны правоохранительных органов. Первые составили подавляющее большинство – 71%. Вторых, вместе с теми, кто позитивно отнесся к действиям «революционеров», оказалось около 14%. Безразлично восприняли события на майдане 7%, нейтральную позицию заняли 6% и охарактеризовали «Евромайдан» как нечто неоднозначное 2%. Женщины экспрессивнее, чем мужчины, выражали свое неодобрение всем, что происходило на майдане (76% против 66%). В свою очередь, мужчины более позитивно, чем женщины, восприняли все происходящее там (16% против 12%), в большей степени были склонны занимать нейтральную позицию (7% протии 5%), выражать свое безразличие (8% против 5%) и настаивать на неоднозначности интерпретаций этих событий (3% против 1%). Больше всех оказалось противников «Евромайдана» среди респондентов старше 60 лет (81%) и в возрастной группе от 40 до 49 лет (76%). Меньше всех события на майдане осуждали респонденты в возрасте от 20 до 29 лет. Наибольший позитивный отклик происходящему там выразили респонденты в возрасте от 30 до 39 лет (19%), а наименьший был у тех, кому еще не исполнилось 20 лет (10%). Среди социальных слоев населения самыми ярыми противниками всего происходящего на майдане были пенсионеры (80%), служащие (75%) и рабочие (74%). Больше всего его оказалось в рядах неработающих (21%) и работников сферы бизнеса (20%). Эмоциональное неприятие происходящего на майдане чаще всего звучало в интонацияхосуждения: «надо работать, а не бастовать», «им нечего делать», «у них нет своих мозгов», «творят беспредел», «позорят Украину», «там царит бардак», «стоят за деньги, а не за идею» (45%). В немалой степени присутствовали мотивы опасения. Люди боятся наступления экономических и политических последствий (9%), раскола страны и гражданской войны (9%), неконтролируемости происходящих событий (2%). Значительная часть пыталась хоть как-то осмыслить все, что происходило на «Евромайдане». Одни изначально не видели смысла в такой форме протеса (9%). Другие настаивали на том, что нужно такие проблемы решать иным путем (7%). Кто-то считал, что там много надуманных проблем (6%). Были ярые противники Европейского союза (6%) и сторонники Таможенного союза (2%). Звучали призывы к проведению референдума (1%). Поддержка «Евромайдана» обусловливалась, с одной стороны, негодованием по поводу невинно избитых людей и нарушениями прав человека, с другой стороны, ожиданием наступления «европейской сказки». Нейтральную позицию респонденты занимали потому, что не видели в таком способе протеста смысла, считают надуманными евромайдановские проблемы и отстранены от таких процессов. Хотя и им был не по душе бардак, который творят протестующие, и они живут надеждой на лучшее. Неоднозначность респонденты соотносили с опасениями развязывания в стране гражданской войны, неопределенностью последствий таких действий и надеждой на улучшения. Безразличие основывалось на дистанцировании от всего там происходящего и нежелании воспринимать весь этот бардак. Николай Гаврилов, для ОстроВа