«Если вернешься, мы тебя пристрелим». Западные медиа об Украине

Впервые за много недель фокус в «украинской повестке» западных изданий переключился от процедуры импичмента президента США Дональда Трампа. На прошедшей неделе иностранные обозреватели комментировали подготовку к «нормандскому» саммиту глав Украины, России, Германии и Франции – первому с 2016 года.

Выдающихся результатов от него не ожидали, важным виделся сам факт возобновления переговоров. В которых украинская сторона, как сошлись комментаторы, имела как никогда слабые позиции.

Во-первых, потому, что до встречи с президентом РФ Владимиром Путиным президенту Украины Владимиру Зеленскому так и не удалось добиться встречи в Белом доме с Трампом. Белый дом не просто не выступал с публичной поддержкой Украины. Защита Трампа и он сам к удовольствию Путина продолжает настаивать, что это Украина, а не Россия, вмешивалась в выборы в США в 2016 году.

Во-вторых, Зеленский, как считается, наговорил лишнего в ставшем публичным телефонном разговоре с Трампом, где он обвинил ЕС и, в частности, канцлера Германии Ангелу Меркель, в отсутствии помощи Украине, что было не совсем справедливо.

Наконец, в третьих, президент Франции Эммануэль Макрон незадолго до саммита сделал очередные заявления о необходимости помириться с Россией.

Как писали в The Financial Times, «президент Франции Эммануэль Макрон хочет перезагрузки отношений Запада с Москвой, несмотря на опасения в Берлине, Варшаве и других европейских столицах. Но уменьшение трений требует соглашения в Украине и непростой задачей будет совместить уважение к российским интересам с поддержкой свободы, территориальной целостности и желания Украины интегрироваться с евроатлантическим миром».

«На деле некоторые западные столицы тихо списали Крым и не хотят поддерживать надежды Украины на присоединение к НАТО и ЕС, - говорилось дальше в тексте британского издания. - Скорее, они считают, что Украине следует удовлетвориться статусом, подобным финскому в период холодной войны. Финляндия была демократией, но скорее нейтральной, чем в западном лагере, и старающейся никогда не задевать чувства Москвы. К тому же есть фактор Китая. По мнению некоторых стратегов в Вашингтоне, договоренность с Москвой, которая исключает полное сближение Украины с Западом, может приблизить другое достижение. Они добиваются менее агрессивной России, которая дистанцируется от Китая, главного противника Запада в долгосрочной перспективе».

«Попадется ли Россия, при Путине или каком-то его преемнике, на эту удочку? – Размышляли в FT. - Украина в глазах России коренным образом отличается от Финляндии, поскольку история, культура и люди двух славянских государств очень тесно взаимосвязаны. Более того, в той мере, в какой Украина процветает как демократия, для российского истеблишмента из политики и спецслужб она представляет угрожающий контраст более репрессивным методам управления в их стране».

Даже призрачная перспектива украинско-российских договоренностей оживила немецкий бизнес, который давно выступает за отмену санкций в отношении РФ. Представитель одной из бизнесовых ассоциаций в Германии выступил с текстом на сайте Frankfurter Allgemeine Zeitung, предложив создание европейского фонда для восстановления восточной Украины.

«Чтобы добиться устойчивого экономического роста, восточная Украина должна быть снова вовлечена во внутренние и внешние торговые оношения и производственные цепочки, - писал также он. - Первый шаг к этому – нормализация торговли между территориями по обе стороны линии соприкосновения. Кроме того, должны быть по-новому организованы торговые отношения между Украиной, Россией, ЕС и Евразийским экономическим союзом. Для этого мы предлагаем расширить текущие переговоры между Украиной и Россией при посредничестве ЕС о новом договоре о транзите газа до диалога обо всех спорных экономических вопросах. Цель этого триалога – развитие устойчивых энергетических связей, сокращение существующих торговых и инвестиционных барьеров, в том числе взаимных санкций, и открытие перспективы для общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока».

О Владимире Зеленском персонально написал на прошедшей неделе журнал Time, у которого президент Украины стал лицом обложки в одном из последних выпусков. «Несмотря на количество смертей, которое растет с каждой неделей, ночные перестрелки у территорий с гражданским населением и постоянную угрозу снайперского огня, единственная активная война в Европе редко попадает в вечерние новости в Париже, Берлине и Лондоне, - говорилось в его тексте. - Переговоры 9 декабря будут первым крупным мирным саммитом за больше чем три года перерыва в переговорах, во время которого тысячи украинцев были убиты на их собственной родине. До сих пор в конфликте не было никаких сдвигов, мирные переговоры ходили по кругу, будто это была их единственная цель. «Люди ходили на эти встречи, чтобы ничего не произошло», - говорит Зеленский».

«Я никогда не захочу, чтобы Украина была фигурой на карте, на шахматной доске крупных глобальных игроков, чтобы кто-то мог нами перебрасываться, использовать нас как прикрытие, как часть какой-то сделки», - цитировал президента Украины корреспондент американского издания, отметивший, что Зеленский изменился со времени их предыдущей встречи в марте, выглядя более уставшим и став более циничным. «Если эти первые шесть месяцев его полномочий научили Зеленского чему-то о мире, так это что союзы могут меняться так же быстро, как жертвы мировых воротил, - отмечал американский журналист. - «Поэтому, - сказал он, встав, чтобы сказать до свидания, - на вопрос о том, кому я доверяю, я ответил вам честно: никому».

Жертвы безразличия

О собственно войне в Украине, которая идет уже почти шесть лет, написало на этот раз агентство The Associated Press. Его текст посвящен проблеме, которая мало затрагивается даже в украинских изданиях: судьбе бывших пленных из числа мирных граждан. «Перестроить свою жизнь после пережитой недели плена и пыток в Украине для Анны Сергеевой зачастую проблематично, - писала корреспондентка АР. - Она была вырвана из своей квартиры в мае 2014 года, когда только разразился конфликт между поддерживаемыми Россией повстанцами и украинскими вооруженными силами. Город, в котором она жила, Донецк, контролировался повстанцами. Они нашли у нее дома украинский флаг и заключили ее за то, что она поддерживает Украину».

«В течение недели похитители Анны Сергеевой били и резали ее, угрожали ей изнасилованием и убийством. Она думала, что умрет в плену, когда ее похитители вдруг разрешили ей уйти. «Если вернешься, мы тебя пристрелим», - сказали они. Преследуемая воспоминаниями о пытках и боли, Сергеева вынуждена была оставить ту жизнь, которую знала, и начать новую – без места жительства, без работы и без поддержки правительства. «Тяжелее всего было, когда прошла эйфория от освобождения. Когда тебя осеняет, что тебе некуда возвращаться, тебе не хочется делать вообще ничего, - сказала Сергеева в интервью. – Жизнь после плена во многом больший вызов, чем жизнь в плену».

«Ситуация Сергеевой – не единственный случай, - подчеркивалось дальше в тексте АР. - За пять лет вовлеченности восточной Украины в кровопролитие от трех до десяти тысяч человек, по разным оценкам, пережили незаконные задержания и плен. Почти половина из них – гражданские. Вооруженные группы от обеих сторон конфликта удерживали их в подвалах и часто использовали для вымогания выкупа или какого-то влияния на другую сторону. Сотни людей остаются в заключении до сих пор. Гражданские, которые пережили плен, говорят, что для них фактически не существует системы поддержки. После освобождения они остаются одни со своими ранениями, психологическими травмами и финансовыми трудностями. Иногда украинские власти предлагают пострадавшим помощь с медицинским обслуживанием или финансовую поддержку, но помимо стандартного социального обеспечения тех, кто служил в армии, нет никаких государственных программ помощи бывшим пленным».

Обзор подготовила Софья Петровская, «ОстроВ»

Статьи

Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.
Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Все статьи