“Наивность нового президента может загнать Москву в ловушку”. Западные медиа об Украине

Решение Международного трибунала по морскому праву, естественно, снова привлекло внимание западных наблюдателей к судьбе пленных украинских моряков. Трибунал принял позицию Украины и обязал Россию освободить 24 членов экипажей трех судов, которые та захватила в ноябре прошлого года в Черном море у Керченского пролива.

Как отметили при этом в Der Spiegel, “Россия даже не прислала своего представителя в Международный трибунал по морскому праву в Гамбурге. В официальном письме она заявила, что этот случай не подсуден трибуналу. Российское посольство ссылалось на статью в Конвенции по морскому праву, которая исключает споры относительно военных действий - и говорило о “военной провокации”. Это поразительно, поскольку Москва всегда настаивала, что украинские моряки не являются военнопленными. И что она вовсе не воюет с Украиной”.

Немецкое издание пообщалось с отцом самого молодого из пленных, Андрея Эйдера. “Я очень сильно надеюсь, что мой мальчик выйдет на свободу. Но я понимаю, что реальность несколько сложнее”, - цитировала Дмитрия Эйдера журналистка. “Люди снова и снова пытаются его обнадежить. Однако эти надежды приносят усталость, говорит он. Адвокат в Москве уже подготовила его к годам ожидания. Эйдер спокойно говорит в телефонном разговоре со Spiegel: “Мой отец был офицером, мы не говорили о чувствах, многое оставляли в себе”. Дедушки, между тем, больше нет, “он не перенес заключения внука”. Андрей об этом еще не знает”, - писали в Der Spiegel.

“Физически дела у него идут все лучше, говорит Дмитрий Эйдер. Психологически ему, естественно, тяжело, как можно судить по стихам, которые он присылает своей девушке и семье из тюрьмы за 1300 километров от Одессы. В них он пишет о “бывшем как счастливая мечта” и “горечи разлуки”. Его отец документирует каждую из этих строк на Facebook. У него есть большое желание: “Мир не должен забывать моего мальчика и других матросов””.

Ловушка для Кремля?

Украина, таким образом, оказалась в отчаянной ситуации, когда никакие цивилизованные механизмы не могут повлиять на действия Кремля. В The Times, обращаясь вообще-то не к российско-украинским, а к российско-белорусским отношениям, не преминули все же отметить, что “избрание комического актера Володимира Зеленского в Киеве может изменить условия российско-украинских отношений”.

“Теоретически этот политический новичок должен быть слабым соперником для Путина. На деле же явная наивность нового президента может загнать Москву в ловушку, - предполагали в британском издании. - Зеленский хочет мира на востоке Украины, не уступая при этом России никаких территорий. Путин хочет облегчения западных санкций, однако отказывается что-либо сдавать на востоке или в Крыму, который он заполучил силой и хитростью в 2014 году. Риск, таким образом, заключается в том, что Путин будет поддерживать напряженность, чтобы обеспечить мирное соглашение на его условиях, а не на условиях, которые выдвинет беззащитный новичок. Однако провоцирование насилия на Донбассе приведет к новому витку санкций со стороны Запада. Желаемая разрядка между Кремлем и администрацией Трампа будет похоронена”.

“Что бы ни сделал Путин на пограничье в течение следующих месяцев, это будет нести риск проявления его тайных слабостей: Россия больше не потрясает экономическим весом, который она имела до проявления эффекта санкций или когда на максимальной высоте были цены на нефть и газ”, - оптимистично заключали в The Times.

Истоки традиции

Об украинских жертвах другого режима в Москве вспомнил при случае корреспондент Die Welt. Случаев было сразу два: недавний выход в немецком переводе нашумевшей книги Энн Эпплбом “Красный голод” и обращение украинцев к Бундестагу о признании Голодомора 1932-33 годов геноцидом.

“На самом деле справедлив вопрос, почему некоторые европейские парламенты, в том числе немецкий, признали геноцидом планомерное убийство армян националистическим режимом Турции в 1915 году, но до сих пор не рассмотрели таким же образом Голодомор, - отмечали в Die Welt. - Напрашивается подозрение, что в этом случае сыграла роль неверно понятая предупредительность по отношению к душевному состоянию России. По крайней мере, для юриста и исследователя мира Рафаэля Лемкина, который в 1940-е годы ввел понятие “геноцид” и инициировал в 1948 году Конвенцию ООН о предотвращении и наказании геноцида, советизация Украины и украинский голод были буквально классическим примером геноцида”.

При это в немецком издании подчеркивали, что “Энн Эпплбом остается, однако, осторожной в этом вопросе: сложные юридические и моральные аргументы запутаны в этом споре, а в политических стычках вокруг него “слово “геноцид” уже настолько скомпрометировано, что его употребление стало спорным в каждом российском или украинском контексте”. Она видит риск инструментализации и новой мистификации исторической правды о Голодоморе также с украинской стороны, например, когда там порой приводится чрезвычайно завышенное количество жертв. Это относится, к слову, также к текущей петиции к Бундестагу, в которой речь идет о 7-10 миллионах убитых украинцев вместо признанного крупнейшими экспертами-историками числа в почти четыре миллиона”.

Ко всему прочему, с интересным текстом на сайте Neue Zürcher Zeitung  выступил немецкий писатель и журналист Кристоф Брумме, который с 2016 года проживает в Полтаве. “С какого балкона выступал с речью Адольф Гитлер, знает в украинском городе Полтаве почти каждый, - начинался текст. - Но где были убиты немцами две тысячи евреев, советских военнопленных и гражданских, не знает даже мэрия. При том, что это страшное место находится в нескольких сотнях метров от административного здания”.

“Городские депутаты хотят видеть доказательства, где именно происходили массовые убийства, иначе эта территория будет отдана под застройку, - рассказывал Брумме. - Протесты пятнадцати общественных организаций привели в целом только к отсрочке этого решения. Предоставить доказательства не так уж и просто. Архив украинской службы безопасности СБУ, в котором хранятся соответствующие документы, доступен не каждому. Представителям неправительственных организаций, которые хотят начать расследование для документального фильма, в доступе отказали”.

Как отмечал он, “Полтава была захвачена Вермахтом 19 сентября 1941 года, здесь размещалась штаб-квартира группы армий “Юг”, которой полагалось завоевать Сталинград и Кавказ. Гитлер дважды приезжал в Полтаву, 3 декабря 1943 года и 1 июня 1942. Уже через несколько дней после начала оккупации города немцы убили многих евреев. Те же ударные группы “охранной полиции”, которые в Киеве убили 33 тысячи евреев в балке Бабий Яр, убивали также в Полтаве. Вермахт и СС работали совместно. В Полтаве немцы убили в общей сложности 34 тысячи человек. Примерно треть из них были евреи, еще примерно треть - советские военнопленные, и треть - остальные”.

По словам писателя, известно, что “для убийств они использовали территорию, на которой годами ранее советская тайная полиция пытала и казнила тысячи мнимых “врагов народа”. В то время так называемые Красные казармы находились на окраине города. Между тем, город вырос и теперь в нескольких минутах ходьбы от этого места находится большой рынок. Сама эта территория сегодня отчасти парк, отчасти, однако, - свободное поле. Люди прогуливаются там, готовят шашлыки, устраивают вечеринки. На ней нет никаких официальных могил, никаких обозначений, где была зона убийств. Только два обелиска напоминают о жертвах, но исключительно немецких”.

“Массовые убийства как со стороны советской тайной полиции, так и со стороны немцев в период советской власти считались государственной тайной, - говорится также в тексте на сайте NZZ. - Слишком похожи были друг на друга немецкая и советская машины убийств. Стоило напомнить о преступлениях немцев, могли бы спросить также о советских при Сталине. Даже еще во время антисемитских кампаний между 1961 и 1964 годами евреев в Полтаве арестовывали и приговаривали к длительному заключению или даже смертной казни за “расхищение социалистической собственности””.

“До того как археологи из Львова исследовали бы территорию Красных казарм и определили бы точные места массовых захоронений, 15 мая, гуляющие нашли там почти 50 человеческих костей со следами от выстрелов. Согласно судмедэкспертам, им больше семидесяти лет”, - писал Кристоф Брумме.

Обзор подготовила Софья Петровская, “ОстроВ”

Статьи

Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Донецк
22.04.2024
18:04

СЭЗ и кризис доверия. Донецкий дневник

Из всего обещанного ранее удалось реализовать только одно – «присоединение» к РФ. Да и то как-то кособоко: вроде, всех обрусили, то есть выдали паспорта с курицами, но по факту «русскими» жители «ДНР» считаются исключительно в своем зоопарке.
Все статьи