Стас Жирков: Украинскому театру нужно работать над эмпатией во всех смыслах

В театральных кругах отношение к нему неоднозначное: одни воспринимают его с долей негатива, другие отмечают его нестандартные решения, третьи - тайком поглядывают в его сторону, надеясь что-либо применить в своей практике. Стас Жирков - режиссер, заслуженный артист Украины более двух лет руководит совместно со своей коллегой Тамарой Труновой Киевским академическим театром драмы и комедии на левом берегу Днепра. За этот небольшой отрезок театр обновился как визуально, так и содержательно. Появились новые разножанровые спектакли, активизировалось сотрудничество с европейскими театрами... О новых социальных проектах, премьерах будущего сезона, паритетности в отношениях с коллективом и почему украинский театр должен искать новые формы работы - Стас Жирков рассказал в интервью "ОстроВу".

-Как повлиял карантин на театр? Возможно, есть что-то положительное?

-Положительных сторон для нашего театра точно нет, потому что это тормозит активную работу. Если под позитивными моментами иметь ввиду миллионные просмотры в Facebook, то это не имеет никакого отношения к живому процессу театра - здесь и сейчас. По сути, это другой тип искусства. Ведь древнегреческий театр - это не театр в нашем современном восприятии. И мне понравилось, как сказал драматург Иван Вырыпаев (встреча с ним была в театре в июне - ред). Он сказал, что театр - это когда два человека сидят и смотрят как один разыгрывает текст.

-Например, для артистов балета многократные локдауны негативно сказываются на их форме. У артистов драматического театра есть подобные проблемы?

-Конечно. Организм артиста уже привык к тому, что он от 6 до 15-20 дней в месяц находится в стрессе, потому что любой выход на сцену - это стресс, некий "наркотик". Представьте, что вам сказали - пару недель в месяц у вас не будет интернета. Теоретически прожить можно, но тяжело. Что-то подобное переживают и артисты. Как и для балета, нашим актерам также нужно тренировать мышцы, держать их в тонусе. Например, снижается эластичность голосовых связок, если артист длительный период не выходит на большую сцену. Мы сейчас столкнулись с подобными последствиями карантина среди наших актеров. Я уже не говорю про то, что театр - это механизм, в запуске и работе которого задействовано большое число людей (цеха, технические, административные сотрудники), взаимодействующих друг с другом. А для этого требуется налаживание коммуникации между ними.

-Карантин очень "ударил" по финансовому положению независимых театральных площадок. В этом смысле государственным театрам было легче?

-У нас была небольшая финансовая "подушка". В карантин артисты и сотрудники других служб в театре были переведены на 65% от "чистой" ставки. Да, это мизерная сумма, но ее выплачивали. Мне бы не хотелось, чтобы дискуссия о положении независимых и государственных театров сводилась к обвинению последних, имеющих какие-то финансовые гарантии. Я знаю, что такое работать в независимом театре, но ведь у каждого есть выбор. И если ты понимаешь, - какие сейчас обстоятельства в нашей стране, которые вряд ли изменятся в ближайшее время, то это ответственность и позиция независимого театра.





"Семейный альбом".

"Плохие дороги". Фото - Анастасия Мантач

- Вы упомянули про онлайн-показы во время карантина. Некоторые спектакли Театра на левом берегу были доступны для украинского зрителя - по билетам или бесплатно?

- В рамках International Theater Festival были бесплатные показы спектаклей "Vino" и "Семейный альбом", который получил от британских критиков четыре "звезды" (высшая оценка от критиков в Англии - пять "звезд" - ред). А на фестивале "Radar Ost Digital", где мы показали "Плохие дороги", был платный показ. В итоге заработали немного денег - около двух тысяч евро. Также этот спектакль был в онлайне и на фестивале в Польше "Схід-Захід". Плюс - организовали вне фестивалей несколько показов по билетам в онлайне для зрителей.

- Какова активность зрителей?

- В целом - нормальная. Мы выходили "в плюс", но это небольшие суммы от билетов. Говорить про то, что я "загорелся" этим и хотел бы активно заниматься, то нет. Это абсолютно другой вид театра.

- Насколько Театр на левом берегу готов к возможным очередным локдаунам?

- Ну, как можно быть готовым к этому?! Если серьезно, то готовы. Но у зрителя очень мало интереса к театру в онлайне в карантин, потому что он приходит в театр за живыми эмоциями, общением. Мы ощущаем живую энергию в зале. Поэтому никаких больших успехов среди украинских театров, спектакли которых были в zoom или youtube, не было.

И мы надеемся, что карантина больше не будет. Тем более, у нас насыщенные планы на будущий сезон.

- Какие именно?

- Новый сезон начнется слоганом "Классика", но буквы "сс" будут отличаться от других. Смысл не в том, как нужно ставить классическую драматургию, нет. Идея в том, что мы, как театр, не верим в онлайн-существование, а классика - это присутствие зрителя в зале, а артистов - на сцене.

-То есть, это некий вызов коронавирусу?

-Да. Мы хотим быть супер классическим театром - живым. Сезон начнем с фестиваля "Простір майстра" - памяти Эдуарда Митницкого, которому 4 августа исполнилось бы 90 лет. Покажем его спектакли - "Три сестры", "Майн капф" и "Море, ночь, свечи", после каждого из них будет обсуждение со зрителями, критиками и артистами (и тех, которые ранее играли в этих постановках). Также проведем круглый стол - про театр и время. Эдуард Маркович был ярким представителем своей эпохи и создал театр как некий ответ тому времени. И состоится вечер памяти Митницкого в нестандартной и не пафосной форме, потому что он сам не любил пафос - это будет вечер воспоминаний о мастере.

На конец сентября запланирована моя премьера - "Батько" по пьесе Зеллера.

- Идея постановки созрела до или после выхода фильма с Энтони Хопкинсом?

- Про эту пьесу я знал еще пару лет назад, но у нас не было доступа к переводу. Переводчик Иван Рябчий перевел на украинский язык текст и я понял, что хочу эту историю поставить на сцене. Никто из команды нашего спектакля умышленно до сих пор не смотрит фильм. Наверное, зрителю сравнивать фильм и постановку будет тяжело, поскольку жанр у нас иной.

- Какие еще спектакли увидит зритель в новом сезоне?

- В конце октября Женя Корняг выпустит историю про Одиссея. Это тоже физический театр, но в отличии от "Vino", в спектакле будет и текст. В январе запланирована премьера Тамары Труновой - "Гамлет", где будет работать классный литовский художник. Весной к нам приедет режиссер Оксана Дмитриева - будет ставить "Женитьбу Фигаро". Еще Таня Губрий детскую пьесу Кати Пеньковой про экологию. Это все планируется на большой сцене, а в малом зале спектакли выпустят режиссеры Алексей Лисовец и Саша Середин.

Кроме того, на протяжении всего сезона будет образовательный проект для подростков - по театральной педагогике. Это будут группы ребят (возраст 12+) из разных школ и классов, с которыми будут проводить различные акции, связанные с театром - Яна Бессмертная и Павел Арье. Например, писать пьесы, ставить спектакли. В Польше и Германии часто такие проекты реализуют.

- Каким образом будет происходить отбор школьников?

- Некоторые школы уже проявили интерес к проекту. Наверное, проведем открытый набор.

- Это что-то подобное проекту "Класс Акт", в котором участвовали дети из Донбасса?

- Только в отдельных моментах, но это не одно и тоже. "Класс Акт" длился около недели и проводился один раз в год. У нас же работа будет происходить в течении всего сезона и разделена на несколько секторов. Допустим, две недели школьники будут писать пьесы, как в "Класс Акте". С другими ребятами будем заниматься театральной педагогикой, встречи с артистами, обсуждения - что такое театр и зачем он нужен. Дальше - постановка спектакля. Это глубокая и расширенная программа, рассчитанная на весь театральный сезон.

- Что такое LB Consulting?

- Наш театр активно работает в разных направлениях (гранты, маркетинг, продажи и т.д) и часто с нами консультируются представители из других украинских театров. И к нам обратились из Черниговской ОГА, которой руководит Анна Коваленко (имеющая театроведческое образование) с предложением приехать и рассказать про свою работу местным театрам и музеям. Мы приехали с командой, провели двухчасовую лекцию и практическую часть. Теперь некоторые театры хотят, чтобы их работники приехали на 1-2 дня к нам - поработать с нашими конкретными службами. Думаю, это правильная история, которая не присуща украинскому театру - делиться знаниями безвозмездно. Надеюсь, этим проектом мы можем поднять общий уровень украинского театра. Уже есть предложения из Днепропетровской и Ровенской областей.

- Среди украинских театров наблюдается ситуация, когда одни театры находят возможности двигаться дальше, а другие, простите за сравнение, живут в своем коконе. Что тормозит развитие украинское театра?

- Во-первых, - это деньги. Украинский театр очень беден, потому что театр - это дорогая история. Зависит это не столько от выделяемой государством нам суммы, а эффективного распределения финансов. По законодательству театр не может расходовать свои финансы так, чтобы, например, отремонтировать театр, закупить необходимое оборудование. Театр на левом берегу с материально-технической точки зрения - в удручающем состоянии. Недавно нам удалось закупить часть светового оборудования, отремонтировать гримерки. Но все остальное требует тоже ремонта и замены - сцена, кресла в зрительном зале, звуковая аппаратура. К тому же нам физически не хватает мест для всех сотрудников - некоторые отделы располагаются вне здания театра. Кстати, изначально планировалось строительство театра как пятиэтажного здания, а нынешнее помещение было первой очередью всего проекта.

Во-вторых, в Украине нет системы: каждый театр работает как отдельный организм, а в итоге все зависит или от одного человека - директора, или от руководящей команды. В частности, от их вкуса, знаний, образования, опыта. К сожалению, в Украине построением системы никто не будет заниматься.

- Система - это стратегия культурной политики государства?

- В том числе. Например, в немецком театре четко распределен функционал согласно занимаемой должности, в каком бы ты ни был театре. В украинском же - директор-распорядитель в одном театре отвечает за одно, в другом - за другое. Чтобы это изменить, нужно, чтобы у нас министр культуры как минимум продержался лет пять. Чтобы он не расписывал здания под снос по всей Украине, а пришел с практичными целями - представил стратегию.

-Вы сейчас про Бородянского?

-Да. Мы тогда с его командой много времени потратили на то, чтобы прописать конкретные задачи в стратегии по культуре. Почему нельзя использовать уже эти идеи? Сейчас кризис с Украинским культурным фондом. Если раньше мне было четко понятно, что никакой коррупции в УКФ не было и быть не может, несмотря на какие-то дискуссии и конфликты с ними, то сейчас ситуация напоминает 90-е годы. Мы активно работали с УКФ, но у меня тоже есть вопросы. Например, стимулировать украинские театры с хорошей репутацией (показатель - предыдущие проекты) к совместным проектам с европейскими коллективами. Этого мне не хватало.

- Вы допускаете мысль, что УКФ могут прикрыть?

-Вполне. Возможно, в этом и есть часть плана - дискредитация и доведение ситуации до той точки, что выхода не будет. Это будет крах. Ведь УКФ - это правильное решение, но таких фондов по стране должно быть как минимум 5-10.

- Ваши спектакли идут в театрах Минска. Поедете еще туда?

- Должен был ехать в Минск ставить спектакль, но отказался. При всей любви к театру и артистам, которые ждали этого, я не могу поехать туда, где фактически убивают людей. И во-вторых, боюсь за свою безопасность.

- За время карантина Вы дважды съездили в Вильнюсский Малый театр, где сделали эскиз спектакля по пьесе Натальи Ворожбит "Саша вынеси мусор". Когда Ворожбит работала в Лондонском театре со своей пьесой "Плохие дороги", ей приходилось объяснять артистам более подробно про события на Донбассе. Вы тоже литовцам рассказывали про войну?

-У Литвы все-таки больше понимания и представления о войне на Донбассе, и эта страна всегда нас поддерживает. В хорошем смысле, я поражен этой страной - маленькой, но очень активной. Самый запоминающийся для меня день, который я провел с человеком-титаном Римасом Туминасом, который руководил Литовским национальным театром. Он имеет колоссальную энергию, у него есть понимание общности в театре. Его мысли о том, каким должен быть национальный театр - для меня очень важны. Но у нас ни один театр этого не сделает. Если вкратце - это работа с театрами всей страны, то есть, открытый диалог и предоставление своей площадки другому театру. Например, любой театр в стране выпускает премьеру и показывает ее на сцене национального театра на выходных, а всю выручку забирает себе. В этом случае, театр, представивший свою сцену, может называться национальным. Такой процесс объединяет и дает возможность поработать разным театрам на этой сцене. К сожалению, у нас этого нет и наверное не будет, потому что надо иметь другой склад ума, чтобы это реализовывать. Таких титанов, как Римас Туминас, в руководстве наших национальных театров, пожалуй, практически нет. Наверное, Богдан Струтинский ближе всех к этой модели мышления - современный и смотрит в европейском направлении, но театр оперетты - это другой жанр. Возможно, Виталий Малахов близок по своему мышлению к Римасу Туминасу. Откровенно говоря, у нас большинство руководителей театров живет в комфортных для себя условиях, не пытаясь их изменить.

Стас Жирков и Римас Туминас

- Когда очередному украинскому театру присваивают статус национального, то иногда это вызывает много спорных вопросов. У нас прям какая-то гонка за этим статусом.

-Национальный статус предусматривает значительное увеличение финансирования, но при этом, до сих пор ни Молодой театр, ни Ивано-Франковский театр с этим статусом не получили этих денег. Мое мнение - в стране должно быть 2-3 национальных театра, которые представляют нашу страну в мире, сотрудничают с европейскими театрами, приглашают крутых режиссеров. Почему Вильнюсский театр может похвастаться тем, что у них ставил, к примеру, Кристиан Люпа. В то время, как у нас, нет ни одного великого имени. Почему так? Я не хочу никого обвинять, но свой статус нужно подтверждать своим KPI, которым у нас никто не занимается. И поэтому говорить про один уровень национальных украинских и европейских театров, пожалуй, некорректно. Отчасти, только национальный театр оперетты подтверждает свой статус, реализуя много совместных проектов с европейскими коллегами.

- А зачем театр нужен человеку?

- У меня нет ответа, хотя этот вопрос я часто себе задаю. Один бразильский футболист сказал: если мы не поменяем отношение к футболу, то наши стадионы станут как стадионы гладиаторов, которые думали что их век будет длится всегда. С театром в том виде, в котором они сейчас, тоже это произойдет: театр переродится во что-то другое. Вся наша напыщенность и приведет к этому, потому что процент театрального зрителя в мире уменьшается, но мы не хотим этого замечать. Мы не сможем бороться с Нетфликсом, как бы ни старались и не хотели. Выход один - театр должен менять свое существование, выходить за рамки театра. Например, внедрять социальные или образовательные программы. Ведь в немецком театре для этих целей есть департамент, которые воплощает подобные проекты. Театр необходим для реабилитации сложных подростков, которые могут играть в наших спектаклях, а потом поступить в театральный вуз. И для них - это социальный лифт, как и для других. Теоретически, человек, у которого нет никаких связей, может стать известным артистом/режиссером. Театр должен искать то, зачем он нужен человеку, обществу, но в Украине мало кто этим занимается, поэтому мы проигрываем. Новые формы работы театра должны подтверждать свою надобность людям и миру в целом. Надо искать эти пути.

- Спектакль "Клас", где затрагивается тема буллинга, немного провокационный. Такой жанр зрителей больше привлекает, чем, например, более классическая постановка?

- На "Класс" трудно купить билеты. Тяжело просчитать какой спектакль будет пользоваться популярностью у зрителя. Наверное, тот, который честный - когда все работают в удовольствие, получая новый опыт. Еще популярны сейчас "Сімейний альбом", "Усі накращі речі".

- Если говорить про рефлексию на спектакль "Клас", возможно, были конкретные отзывы от тех же школьников, у которых что-то изменилось?

- На обсуждении со зрителями бывшая учительница рассказывала про флирт с учеником. Она как бы увидела себя в спектакле.

- Стас Жирков на репетициях - жесткий, требовательный? Что для Вас недопустимо?

- На первой же репетиции говорю всем про "аллергию" на опоздания - этого не принимаю. Во-вторых, не могу допустить вальяжного отношения к самой репетиции и рабочему процессу. И третье - очень прошу артистов учить самостоятельно текст.

-А если опаздывает артист?

-Раньше в подобных случаях, просто уходил с репетиции. Сейчас в первый раз могу отшутиться. А потом стараюсь довести ситуацию до момента, когда артисту будет стыдно, вызвать у него эмпатию. Тамара Трунова в одном интервью говорила, что мы создаем эмпатичный супермаркет. Мы стремимся к тому, чтобы наш театр по своей структуре, как изнутри (работаем над этим), так и со стороны зрителя, был именно таким. Эмпатия - это то, над чем украинскому театру нужно работать во всех смыслах: как изнутри, так и снаружи. Это часть нашей профессии.

- За что можете отругать артиста?

- Если он придет выпившим на свой спектакль.

- Было такое?

- Нет, слава Богу. Или, могу отругать за пофигистское отношение, потому что это касается отсутствия эмпатии. Если я вижу, что артисту это не нужно, или что-то угрожает безопасности театра, то, пожалуйста, человек имеет право уйти в тот театр, где ему будет комфортно. Такие ситуации были в театре, артисты уходили.

Наша задача с Тамарой Труновой, как руководителей, создать условия для всех кто работает в театре. Это касается не только артистов, но и драматургов, художников, служб, - всех.

Знаю, что ни один украинский театр не работает внутри команды с артистами так, как мы, и не строит коммуникацию нового типа. Это абсолютно другие отношения внутри коллектива.

- Чем они отличаются?

- Мы воспринимаем всех артистов не как подопечных, а как партнеров. То есть, это абсолютное доверие, но оно всегда должно подтверждаться их работой. Тогда меняется степень ответственности, и отчасти некоторые артисты не выдерживают этого. Мы никого не контролируем.

- Кстати, как Вы решаете спорные вопросы с Тамарой Труновой - компромисс легко находите?

- За эти 2,5 года у нас не было ни единого вопроса, по которым мы бы разошлись во мнениях. Мне тяжело поверить, что может возникнуть какой-то неразрешимый вопрос. У меня нет цели тешить свои директорские амбиции - ходить по театру франтом и ждать похвалы на каждом шагу. Мне предостаточно любви в жизни. Поэтому в театре - партнерские отношения и каждый несет свою ответственность. И конструктивные замечания воспринимаю вполне нормально.

Тамара Трунова и Стас Жирков. Фото - Артем Галкин

- Зритель идет на спектакль - на актера, которого он увидел в кино/сериале, а режиссер зачастую на втором плане. Это Вас иногда задевает хоть немного?

-Вообще нет. Я же был артистом, но сделал осознанный выбор. Мне хватает того внимания, которое мне уделяют. В том числе и зрители, которые узнают и могут как похвалить, так и пожурить.

-Вы всегда встречаете зрителей в фойе театра? Почему?

-Не всегда, но стараюсь. Это моя ответственность за театр и готовность выслушать реакцию зрителя, какой бы она ни была.

Беседовала Ирина Голиздра, "ОстроВ"

Статьи

Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Донецк
22.04.2024
18:04

СЭЗ и кризис доверия. Донецкий дневник

Из всего обещанного ранее удалось реализовать только одно – «присоединение» к РФ. Да и то как-то кособоко: вроде, всех обрусили, то есть выдали паспорта с курицами, но по факту «русскими» жители «ДНР» считаются исключительно в своем зоопарке.
Все статьи