Игромания – болезнь века

„Еще 17 лет назад я видел лудомана одного в квартал.., 5 лет назад у меня еженедельно стали появляться люди, которые пристрастились к азартным играм…, а сейчас у меня практически не бывает дня, чтобы с такой патологией не явился человек”, – констатирует психотерапевт Донецкого областного наркодиспансера, заслуженный врач Украины Александр Закревский.

Бизнес на игровых автоматах заметно процветает. Практически на каждой остановке городского транспорта, рядом с киосками, неподалеку от школ, размещены цветные ящики с мигающими лампочками, обещающие мгновенный выигрыш любимцам Фортуны. И это при том, что получить лицензию и патент законно сегодня стоит немалых денег (стоимость лицензии от Минфина – 150 000 евро).

Мало что изменили многочисленные рейды и проверки, а также радикальные заявления политиков об искоренении игровых автоматов или перемещении их за пределы городов. Законодательно урегулировать этот вопрос не удавалось до сих пор: существующие нормы оставляют уйму возможностей для всяческих махинаций.

Тем временем специалисты бьют тревогу: массовость и доступность игровых автоматов приводит к развитию лудомании (игромании). По мнению медиков, эта болезнь стоит в одном ряду с наркоманией и алкоголизмом.

Лудоманами становятся и дети, и старики

По словам А. Закревского, опасность игр заключается в том, что вера в счастливый случай приводит к жажде повторить попытку снова и снова. Таким образом, заключает психотерапевт, само участие в азартных играх начинает доминировать в жизни человека, снижая его социальные, материальные и семейные ценности.

Наиболее опасна лудомания для детей и подростков. Именно несформированная до конца психика быстрее поддается игровой зависимости, что приводит к равнодушию, нежеланию развиваться как личность. Грустно, но факт: на лечение к А. Закревскому чаще попадают именно дети, которых привели несчастные родители. Психотерапевт рассказывает: для подростков эта зависимость вначале подобна курению. Родители жалуются на кражу семейных денег и пропущенные уроки.

Между тем, озабоченность врачей вызывает распространение лудомании не только среди молодого поколения, но и среди пожилых людей. Пациентов, добровольно лишивших себя пенсии в надежде сорвать Джек-пот, Александру Павловичу доводится видеть ежедневно:

”Получила пенсию старушка, целый месяц жила на одном хлебе: Вот я выиграю, как соседка, и у меня все получится. Проиграла свои 500 грн., и опять сидит на хлебе и воде”.

Спасение от ”пустоты”?

Зависимость от игр, как правило, существует совместно с другими психологическими заболеваниями и, по сути, часто является признаком более глубокой проблемы, говорит врач, – пьянство, наркомания, пищевая или компьютерная зависимость. А.Закревский утверждает, что давно заметил: механизм формирования этих зависимостей идентичен, то есть проблема произрастает из неудовлетворенности каких-либо потребностей человека, невозможности самореализации и достижения цели. Человек с генетической склонностью к этому дефициту непременно будет искать внешние способы, позволяющие испытать удовольствие.

По словам психотерапевта, в нас есть такое место, условно называемое им ”пустота”, которое человеку непременно нужно чем-то заполнить. Кто-то коллекционирует марки и другие предметы, кто-то проводит время в компании друзей, кто-то прыгает с парашютом… Игровые автоматы позволяют без особых усилий заполнить эту ”пустоту”.

Богатые тоже плачут…

Конечно, едва не самая основная причина игры на автомате – желание покончить с финансовыми проблемами. Статистика показывает, что большая часть аудитории залов игровых автоматов – люди с уровнем достатка ниже среднего, которые пришли в надежде попытать счастья.

Зависимость усиливается по мере возрастания выигрыша. Хотя, как утверждают сами игроки, выиграть у автомата дважды практически невозможно.

Нередко подобное пристрастие приводит к преступлениям: от нападения на операторов залов игровых автоматов до ограблений и убийств.

Но утверждать, что лудомания – проблема только бедных, было бы ошибкой, не оставляет она и вполне состоятельных.

„Люди проигрывают дома, проигрывают квартиры, деньги, машины, работу, акции. У меня сейчас пациент из Киева лечится – проиграл 135 тысяч гривен и машину... неделю не выходил из зала игровых автоматов, а теперь просит: помоги”, – рассказывает врач. Подобных случаев можно найти массу.

„Скажите, чтоб их закрыли”

Корреспонденту „Острова” было интересно пообщаться с „опытными” игроками. Искать ближайший игровой автомат, стоящий в паре с еще двумя, долго не пришлось – в центре города они сплошь и рядом. Особенно удачно пристроились те, что на остановке: пока очередь в маршрутное такси подойдет, можно проиграть несколько проездов домой. К тому же здесь и утопишь свое расстройство в пиве – ларек в двух шагах.

Рядом с двух сторон играют двое мужчин лет 40-45 и женщина лет 38. На попытки „Острова” выведать секрет успеха пожали плечами и честно признались: пока выиграть не удалось.

Один из мужчин представиться отказался. Говорит, водки не пьет, зато играть себя отучить не может, хотя семья в этом месяце пострадала на тысячу гривен. Другой работает водителем, его утрата – в 15 раз больше, но, несмотря на это, он каждый вечер приходит сюда. Женщина призналась: бросить играть не может – силы воли нет, да и как тут бросить, когда автоматы на каждом шагу...

„Скажите, чтоб их закрыли”, – попросила она журналиста на прощание.

Игровой автомат действует так же, как и опыты Ивана Павлова

По мнению А. Закревского, обстановка в зале игровых автоматов, где всюду мигающие лампочки, звуки и мелодии, запускаемые в определенном ритме и последовательности, очень сильно рассеивают наше внимание. Таким образом, мы становимся открытыми для воздействия. Садится человек перед автоматом, бросает деньги – зажигается лампочка, он внимательно смотрит на крутящийся барабан, нажимает соответствующие кнопки. Каждый момент выигрыша сопровождается характерным звуком и цветовыми вспышками, потом высыпаются деньги, и это опять же сопровождается звуком.

Это похоже на схему опытов выработки условных рефлексов Ивана Павлова у собак (только вместо денег ученый использовал мясо).

Усилению зависимости способствует и распитие спиртных напитков во время игры. Обязательным атрибутом мест, где размещены автоматы, являются ларьки или бары. К тому же, сама реклама и красочное оформление салонов, как утверждает психотерапевт, имеет глубокое воздействие на подсознание.

Чужое горе лечит

Универсального метода лечения от лудомании, по словам Александра Павловича, нет.

„Каждый случай требует индивидуального подхода. Главное, достучаться до понимания больного, постоянно с ним беседовать, чтобы помочь ему найти цель”, - говорит врач.

А это, - признается, - очень сложно, потому как, по статистике, из ста больных осознают свою зависимость только пять. В основном лудоманов приводят родные и близкие. Чтобы помочь человеку осознать вред игровой зависимости, уверен психотерапевт, иногда достаточно провести пациента по стационару и показать тех, кто пытался покончить с жизнью из-за крупного проигрыша.

Проблема политическая

Конечно, одним медицинским вмешательством проблему игромании не решить. Необходимо как можно скорее законодательно урегулировать выдачу лицензий и патентов на содержание игровых автоматов, а главное – обеспечить прозрачность этой процедуры. Таким образом, исчезнут отдельно стоящие на улице автоматы (что, кстати, запрещено законом „О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности”) и игорные салоны, работающие по скопированным на ксероксе документам или с одним патентом на весь зал.

Плюс необходимо ограничить доступ несовершеннолетних к подобным развлечениям не минимальными штрафами для владельцев или операторов, а контролем за работой заведений и лишением права вести бизнес за нарушение закона.

В таких странах, как США (где, собственно, и зародилась мода на „одноруких бандитов”), Великобритания и Италия, госбюджет получает солидные доходы от налогов на игорный бизнес, однако там действуют законы, легализирующие этот вид деятельности и одновременно жестко ставящих его под контроль государства. Во многих европейских странах этого удалось достичь с помощью увеличения стоимости лицензирования.

Законодательство по-украински. Лед тронулся?

Правительственный комитет по экономической политике на этой неделе наконец одобрил законопроект Министерства финансов «Об азартных играх в Украине», который позволит регламентировать сферу игорного бизнеса.

До этого над созданием регулирующих норм трудились нардепы Григорий Смитюх (ПР), Оксана Билозир (НУ-НС) и Валерий Писаренко (БЮТ), но все 3 законопроекта, предложенные на рассмотрение Верховной Рады, к счастью, не получили поддержки Минфина. Для решения проблемы игромании, депутаты предлагали вынести игорные заведения за черту населенных пунктов, таким образом никак не регулируя проблемы лицензирования и связанные с этим махинации.

По мнению заместителя главы парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Ксении Ляпиной, неоднократно выступавшей в СМИ против выноса игровых автоматов за пределы городов, подобный шаг лишь создаст условия для "резкого увеличения криминализации" данного вида бизнеса.

Теперь же Минфин предлагает повысить размер уставного капитала владельцев игорных заведений, необходимого для получения разрешения на ведение бизнеса и таким образом уменьшить численность залов азартных игр. Так, например, уставной фонд казино или залов игровых автоматов должен составлять не меньше 1 миллион евро, виртуальные игорные заведения должны владеть 500 тысячами евро.

А главное, что наконец прописаны ограничения на размещение игорных заведений. После принятия нового закона «Об азартных играх в Украине» с остановок и рынков исчезнут игровые автоматы. Играть можно будет только в специально оборудованных помещениях.

Будут ли штрафовать за нелицензированные оборудование в размере тысячи минимальных зарплат, как это предусмотрено законопроектом, с конфискацией оборудования или программного обеспечения – покажет время.

Пока же парламент думает, принимать предложенный Минфином проект или нет. Хочется верить, что на этот раз проблему действительно решат и в пользу украинцев, а не «заинтересованных лиц». Ведь для многих не секрет, кто контролирует сегодня игорный бизнес, например, в Донецке и какая политическая сила представляет интересы группы, в которую он входит. В других регионах тоже имеются свои «смотрящие», и свои «лобби».

В таких условиях остается лишь своими силами противостоять рабству перед одноруким бандитом.

 

Наталья Коммодова, «Остров»

Статьи

Страна
18.04.2024
18:19

Медицинская реформа по-запорожски. Получат ли пациенты надлежащее медицинское обеспечение и качественное лечение

Факт экономии бюджетных средств, о котором говорят местные чиновники, вряд ли добавляет оптимизма запорожцам,  пациентам оптимизированных больниц. Любой рядовой горожанин подтвердит, что до сих пор не заметил, чтобы такая реорганизация положительно...
Страна
18.04.2024
09:14

Закон об усилении мобилизации: основные положения

"Это было очень неожиданно. Пока мы на всех эфирах и в соцсетях рассказывали, что это закон о справедливости, о демобилизации, главную норму просто решили убрать. Говорят, что это был четкий ультиматум от Генерального штаба. В частных разговорах они...
Страна
17.04.2024
10:00

Формирование вооруженных сил и мобилизация в Украине. Как это было в прошлом

Битва за Украину была выиграна в значительной степени благодаря победе большевиков на идеологическом и информационном фронтах. Именно это, вместе с мобилизационными возможностями Красной Армии, непревзойденной жестокостью противника, способность...
Все статьи