Голодомор-2014, или Беспенсионное законодательство

Каждую ночь в первой половине сентября, несмотря на объявленный в Донецке комендантский час, люди выстраивались в очереди у отделений «Ощадбанка», чтобы переоформить пенсии на новые карты. 

«Ощад» оставался единственным банком в Донецке, продолжавшим начислять пенсии. 

Отделение работало до 14 часов, но закрывалось уже в 13:30. 

Те, до кого не дошла очередь, повторяли свой сумрачный ритуал следующей ночью. 

Но так продолжалось всего несколько дней. 17 сентября Донецкая ОГА сообщила о полном прекращении социальных выплат на территориях «зоны АТО». 

Очередь в «Ощадбанке» об этом никто не предупреждал. 

Суперквест «Найди ответ»

Упомянутое сообщение было фактически первым признанием властей Донецкой области в сложившейся проблеме. 

Сама проблема, между тем, возникла еще в мае. Тогда в уже занятых пророссийскими боевиками, но еще имеющих функционирующие отделения казначейства и банков, Донецке, Макеевке и других городах региона внезапно перестали выплачивать регрессы - страховые выплаты по утрате трудоспособности. 

Объяснения этому никто не давал, впервые введя эту новую традицию коммуникации официальных органов с гражданами. На горячей линии Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в июне диспетчер усталым голосом отвечала, что деньги «давно перечислили», и их по непонятным причинам держит у себя казначейство, причем в Киеве. 

Потом случился захват казначейства в Донецке - нашлась формальная причина для приостановки выплат. Однако на горячей линии казначейства еще в течение месяца обещали провести начисления «в ближайшее время». Деньги не пришли. 

Эпопея с получением разъяснения от официальных органов заслуживает отдельного рассказа. Более или менее внятный ответ от казначейства на повторный запрос повторного запроса «ОстроВу» удалось получить только 29 августа. Донецкая ОГА на запрос так и не ответила. О проблеме знали помощники губернатора Сергея Таруты. Неофициально корреспонденту было сказано, что заместитель главы ОГА, курирующая социальные вопросы, Елена Петряева, «в курсе проблемы». Это все. 

В ответе на запрос «ОстроВа» Госказначейство связывало причины приостановки регрессных выплат захватом своего управления в Донецке и распоряжением Нацбанка от 6 августа о временном прекращении финансовых операций на захваченных территориях. 

В этом же документе, однако, содержалась приписка о том, что 21 августа в Мариуполе «развернут пункт обслуживания клиентов, которые обслуживались в УГКСУ (управлении Госказначейства. - «ОстроВ») города Донецк Донецкой области». Что это значило для дончан? Разъяснения никто не давал. 

Было похоже на то, что официальные органы договорились играть в молчанку. Корреспондент «Зеркала недели» Инна Ведерникова в недавней статье описала собственный опыт взаимодействия с казначейством по тому же вопросу. 

«Почему-то заблокировано перечисление денег на карточки, - говорилось в ее статье. - Ведь отделения Ощадбанка в городах зоны АТО работают. Да, очереди по пять часов, но люди готовы стоять. Более того, готовы выезжать в соседние, освобожденные города. Только перечислите! Чем мотивируется при этом Киев — вопрос. Я попробовала его задать главе Государственного казначейства госпоже Слюз. И звонила, и смс писала с подробным указанием проблемы. Но тишина. Татьяна Ярославовна, по-видимому, решила и на себя огонь не брать, и босса не подставлять». 

При этом Министерство социальной политики еще в сентябре продолжало бодро рапортовать о начислении социальной помощи «всем районам Донецка» за июль и август. Регрессов к тому времени люди не получали уже три месяца. Пенсий в том же Донецке, кроме клиентов «Ощадбанка», - месяц-два. 

В соседней Макеевке все пенсионные выплаты прекратились еще в июле. По данным того же Министерства социальной политики, пенсии в последние месяцы поступали в 22 города и района Донецкой области и 13 городов и районов Луганской. При этом социальную помощь в последние месяцы получали в 29 городах и районах Донецкой области и 13 - Луганской. Как такое может быть? 

В интервью с Еленой Петряевой «ОстроВу» было отказано. Вместо обещанного разговора пресс-служба Донецкой ОГА организовала «пресс-конференцию» замгубернатора по YouTube, потребовав при «аккредитации» отправлять замгубернатора свои вопросы. 

От Министерства социальной политики на высланные вопросы с просьбой по возможности организовать телефонное интервью с представителем Министерства до 23 сентября реакции так и не поступило. 

В экспертном сообществе получить разъяснение сложившейся ситуации также не удалось. В Институте бюджета и социально-экономических исследований и в Федерации работодателей Украины на просьбу «ОстроВа» ответили, что «таких экспертов у нас нет». Еще раньше помочь добиться информации от Госказначейства о приостановке выплаты регрессов отказался депутат-ударовец, заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам труда и социальной политики Павел Розенко. 

Только 1 октября (!) на сайте Министерства социальной политики появилось сообщение о том, что «выплаты больничных и пострадавшим на производстве для застрахованных внутренне перемещенных лиц будут осуществляться по фактическому месту проживания». 

Фактически это первое, притом завуалированное, признание, что регрессы на захваченных территориях выплачиваться не будут. Шел пятый месяц от дня прекращения выплат… 

Все это время единственным органом, благодаря которому «ОстроВу» удавалось выбивать официальную информацию, был Секретариат Кабмина. Только за счет трюка, когда запрос отправляется не напрямую министерству или ведомству, а в СК, который, в свою очередь, пересылает его распорядителю информации, оставаясь ответственным за ответ. 

В середине сентября в ответ на очередной запрос сам Секретариат прислал выдержку из протокола заседания Кабмина от 29 августа, согласно которому Кабмин поручал «Минфину, Минсоцполитики, Донецкой и Луганской облгосадминистрациям вместе с Казначейством обеспечить финансирование в районах проведения антитеррористической операции на территории Донецкой и Луганской областей исключительно через карточные счета, открытые в учреждениях банков, заработной платы работникам бюджетных учреждений и получателям бюджетных средств, работникам органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые продолжают исполнять свои обязанности, выплаты помощи семьям с детьми, стипендий, помощи по безработице, платежей, связанных с временной потерей трудоспособности, ежемесячных выплат потерпевшим на производстве и профессиональных заболеваний» и т.д. (см. полный документ в конце статьи). 

Что это означает для жителей захваченных территорий спустя месяц после появления этого документа, в котором нет ни слова о необходимости переоформления всех указанных выплат на территориях, контролируемых Украиной? 

Очевидно, уже ничего, если читать ответ от 29 сентября, впервые пришедший на запрос «ОстроВа» от Минсоцполитики. По большому счету, трехстраничный текст можно свести к одной идее: пенсии и социальную помощь жители «зоны АТО» могут получить, только переоформив их в свободных населенных пунктах Украины (см. документ полностью в конце статьи). 

В этом же тексте можно найти объяснение, почему не заработал полноценно «пункт обслуживания» дончан от Госказначейства в Мариуполе. Как говорится в нем, «пребывание в районе антитеррористической операции лиц, которые не привлечены к ее проведению, допускается по разрешению руководителя оперативного штаба. По согласованию с руководством предприятий, учреждений и организаций, которые находятся в районе проведения антитеррористической операции, их работа на время ее проведения может быть прекращена частично или полностью». 

Знают ли местные бюджетники, что работа их школ, больниц и пр., возможно, официально прекращена «оперативным штабом»? 

Между тем, от «властей ДНР» эти же бюджетники уже начали получать требования «увольняться» из украинских учреждений и «оформляться на работу» в те же учреждения, но уже в ДНР. За консервы из «гуманитарной помощи» вместо зарплаты. 

Посчитаем - прослезимся? 

Самое отвратительное во всем этом, что за три месяца лета и месяц осени органы государственной власти так и не нашли времени объяснить людям хотя бы необходимость переоформить свои пенсии и пособия вместо того, чтобы тщетно ждать их дома. 

Фактически различные нечеткие сообщения такого рода от официальных властей стали поступать после того, как стал очевиден огромный поток ходоков в Пенсионный фонд и Соцстрах под видом «вынужденных переселенцев» с фиктивными адресами в Славянске, Мариуполе, Волновахе, Угледаре… 

Этот поток хорошо прослеживается даже в сообщениях на сайте Минсоца. Например, на старте начисления пенсий за февраль (до окончательного захвата Россией Крыма) говорилось о сумме выплат в 21,3 млрд грн, за апрель - 21,4 млрд грн, июнь - 20,5 млрд грн (уже не получали пенсии ряд захваченных городов Донецкой и Луганской областей), июль - 20,9 млрд грн, август - 21,8 млрд грн, сентябрь - 23,7 млрд грн, октябрь - 25,8 млрд грн. 

Прошедшие за этот период несколько мелких индексаций на уровень инфляции в этом случае можно не принимать в расчет, динамика явно указывает на возврат долгов - сначала жителям Славянска, Краматорска и др., затем - тем, кто переоформил свои пенсии. На сегодня таких, по данным Министерства социальной политики, уже более 90 тысяч. 

При этом никто так и не дал «ОстроВу» ответа на вопрос о том, как быть теперь одиноким и немощным пенсионерам и инвалидам. 

Переоформить свои выплаты теоретически можно с помощью волонтера по доверенности. Однако помощь нотариуса в этом случае обойдется таким людям в 250-300 грн. Немыслимое сегодня богатство для жителей тех мест. 

Но и это - не самое плохое. Получить банковскую карту, если таковой до сих пор не было, возможно только лично. 

Совершенно непонятно, что ждет территории, фактически неподконтрольные ни Украине, ни «республикам». На сегодня жители ряда населенных пунктов, как, например, Углегорск или Счастье, формально остающиеся под контролем Украины, также не получают никаких выплат. 

Что будет с жителями 30-километровой буферной полосы вдоль захваченных территорий?

Все это - рациональные вопросы совершенно иррациональной ситуации. Которая происходит в европейском государстве в 21-м веке. Государстве, всего несколько лет назад дружно и бурно осуждавшего Голодомор, требуя его признания на уровне других государств и вводя у себя ответственность за его отрицание. 

В этом государстве, где люди каждый день ходят на работу или в школу, празднуют свадьбы и дни рождения, развлекаются на концертах и в ночных клубах, каждый день умирают голодной смертью инвалиды и старики. Это - не проблема «большой Украины». «Сами виноваты», скажут вам, но большинство предпочтет просто промолчать и забыть. 

Через какое-то время, когда в Украине окончательно наступит мир и кто-то заботливо подобъет итоги, этих людей тоже непременно оплачут как жертв «преступного режима Путина». 

Оплакивать жертвы у нас любят. 

Юлия Абибок, «ОстроВ»

Присоединяйтесь к "ОстроВу" в Facebook, ВКонтакте, Twitter, чтобы быть в курсе последних новостей.

Статьи

Мир
21.11.2024
19:00

Политолог Константин Матвиенко: У РФ нет стратегического запаса, чтобы долго продолжать войну. Они выкладывают последние козыри

Ближе к ядерной войне мы не стали, это совершенно однозначно. Я уверен, что РФ не решится на ядерную эскалацию, что бы мы ни делали с дальнобойными ракетами США и других стран.
Страна
21.11.2024
18:00

«Рубеж» или последний рубеж?

«Рубеж» - это действительно рубеж возможностей Москвы в конвенциональном оружии.  Поэтому, ему лучше чтоб все думали, что у РФ есть такое оружие и боялись, чем знали это наверняка. Тем более, что количество  "Рубежей" может быть чисто...
Страна
20.11.2024
13:55

Освобожденный из плена защитник Мариуполя Андрей Третьяков: "Азовсталь", пытки и обмен

Даже чеченцы лучше россиян в плане обращения с военнопленными. Когда заезжали чеченцы, то отношение было более или менее приемлемым. Худшее отношение к нам было именно со стороны россиян в Таганроге.
Все статьи