Профсоюз предупреждает: новый Трудовой кодекс приведет к социальному взрыву!

В случае если Верховная Рада Украины примет в этом году новый Трудовой кодекс, уже в 2014 году Украину ждет неизбежный социальный взрыв. В этом убежден первый заместитель председателя Независимого профсоюза горняков Украины (НПГУ), глава Макеевской городской организации профсоюза Анатолий Акимочкин.

«Да, сегодня большого недовольства работников, большого протеста работников мы не наблюдаем. Но вы знаете, всегда в нашей истории происходило как бы накопление этого недовольства. И потом в определенный момент происходил взрыв», - считает Акимочкин.

- Анатолий Викторович, Вы говорите, что вашему профсоюзу удалось отбить шесть попыток Верховной Рады принять новый Кодекс законов о труде (КЗоТ). И все равно Вы не уверены, что удастся отбить очередную попытку…

- К сожалению, зная, как работает Верховная Рада, и какова там процедура принятия многих законов, неожиданности могут быть в любой момент. Вообще нарушается процедура рассмотрения этого документа. То есть, его хотят принять без участия социальных партнеров – работодателей и профсоюзов. Двумя депутатами Верховной Рады вносится проект закона, и мы не знаем, когда и как он будет приниматься. А ведь по этому документу, в случае его принятия, нам придется жить многие десятки лет.

- Какие основные угрозы, по Вашему мнению, несет новый КЗоТ?

- Первое - новый КЗоТ, проект которого внесен в Верховную Раду, значительно ущемляет права наемных работников и профсоюзов. Это противоречит статье 22-й Конституции Украины, в которой четко записано, что нельзя принимать документы, которые «сужают содержание и объем существующих прав и свобод». Действующий КЗоТ еще сохраняет паритет между работниками и работодателями, а новый Кодекс этот паритет уже рушит.

Хочу акцентировать внимание на тех статьях нового Кодекса, которые будут серьезно ухудшать положение работников предприятий. Например, статья 137-я даст возможность работодателю на отдельных производствах увеличить продолжительность рабочей недели до 6 дней. Статья 118-я разрешает увольнять с работы одиноких матерей, что категорически запрещает ныне действующий КЗоТ. Или, например, вопрос прививок. В части 3-й статьи 105-й речь идет о том, что если работник не сделал прививку, то по решению работодателя он может быть уволен. Но ведь не каждый человек может делать прививку, кому-то она вообще противопоказана. Далее – новый КЗоТ дает право работодателю на издание своих нормативных актов, которые будут иметь силу закона на предприятии. А часть 2-я статьи 104-й гласит, что работник не имеет права разглашать свою зарплату. И так по всем направлениям – идет ущемление прав работников…

Мы получили очень серьезные юридические оценки этих документов. Юридический анализ проводился юридической службой Конфедерации свободных профсоюзов Украины, профсоюзным центром «Солидарность», мы получили оценку других независимых юридических служб, чтобы разносторонне оценить новый Кодекс. И юристы едины в оценках – целый ряд статей нового Кодекса не даст возможности профсоюзам серьезно защищать интересы работников, а права работников просто исчезнут, их просто не будет. Это просто путь назад, в рабство.

Новым Кодексом хотят узаконить дискриминационные отношения работодателя и работника. Если он будет принят, это превратит профсоюз из защитника в консультанта. То есть, профсоюз потеряет возможности, чтобы защитить интересы работника. Вот в чем угроза, вот в чем большая опасность. И ее последствия мы осознаём.

Поэтому возникшая ситуация с проектом нового трудового Кодекса вызывает в НПГУ серьезную тревогу и мы не можем согласиться с тем, что происходит вокруг этого документа. Мы проводим информационные акции и собираем подписи на предприятиях, чтобы предотвратить, не допустить возможности принять этот дискриминационный Трудовой кодекс.

- Допускаете ли Вы возможность сохранить в Украине старый КЗоТ?

- Я хотел бы напомнить, что ныне действующий КЗоТ был принят в 1974 году. И то, что многие скептики говорят, что он морально устарел, это неправда. Дело в том, что за все годы независимости Украины, c 1991 года, в данный Кодекс было внесено значительное количество поправок и изменений. Если сравнить Кодекс в редакции 1974 года и его нынешнее состояние, они отличаются, наверное, процентов на 80-90. То есть, этот Кодекс о труде уже соответствует общественно-политическим и экономическим изменениям, произошедшим в стране. Поэтому тот, кто говорит о необходимости замены действующего Кодекса, говорит неправду.

Как человек, который в своей профессиональной деятельности руководствуется положениями действующего Кодекса, я утверждаю: действующий и новый Кодексы – два совершенно разных документа.

Я хотел бы привести пример Польши, которая до настоящего времени пользуется КЗоТом, безусловно, с внесенными изменениями, но который был принят еще в Польской Народной Республике. И поляки также говорят, что преждевременно принимать новые документы и не надо торопиться. Потому что до тех пор, пока социальные партнеры, т.е. работодатели и профсоюзы, еще не находятся на паритетных началах, говорить о принятии новых законов о труде преждевременно.

Я бы на действующем КЗоТе написал: «Редакция 2013 года» и, поверьте, все были бы на сегодня довольны. Потому что действующий КЗоТ – относительно демократичный. Но даже при нем в 70-75% случаев права работников на предприятиях нарушаются. А в случае принятия нового Кодекса мы получим такие нарушения прав работников, которые будут иметь самые серьезные последствия для будущего всей Украины. Те, кто проталкивает новый Кодекс, не осознают последствий того, что они делают.

- Кто же эти «двигатели»?

- Что меня удивляет, новый Кодекс пытаются протащить те, кто ранее возглавлял Федерацию профсоюзов Украины, кто имел прямое отношение к защите прав трудящихся. Например, Александр Стоян (ныне нардеп от Партии регионов – ред.). В 1993 году он был помощником президента Кравчука, а потом стал председателем Федерации профсоюзов Украины. Конечно, это меня всегда шокировало – председатель профсоюзов пришел от работодателя, но сам факт состоялся. Так вот человек, который до 2004 года был председателем ФПУ, казалось бы, должен плоть от плоти, кровь от крови, проникнуться чувством любви и уважения к наемным работникам. Но он сегодня ведет себя так, что мне даже трудно прокомментировать: он предлагает документ, как будто никогда не работал в профсоюзе.

Но самое странное в том, что на сегодняшний день Александр Стоян знаете, кем является? Официальным представителем ФПУ в Верховной Раде. У него даже кабинет рядом с кабинетом Кулика (Юрий Кулик – нынешний глава ФПУ – ред.) находится. Нужно дальше комментировать?

Автором нового КЗоТа был еще один бывший председатель ФПУ - Василий Хара (нардеп от Партии регионов – ред.). Или Ярослав Сухой (также нардеп от Партии регионов – ред.), когда-то бывший секретарем Тернопольского обкома Компартии Украины. То есть, казалось бы, они пришли в Раду, чтобы защищать интересы наемных работников. Но мы сегодня видим совершенно обратное. Они ведут себя так, словно они сами работодатели. Потому что все их предложения нравятся работодателям, а не наемным работникам. Есть такое выражение: точку зрения определяет место сидения. Наверное, так оно и есть для этих горе-политиков.

- Как вы оцениваете позицию Профсоюза работников угольной промышленности (ПРУП) по отношению к новому КЗоТу?

- Вы знаете, их позицию я вообще не хочу оценивать. Они в этом случае вообще молчат. И когда мы проводили свою акцию в прошлом году, то мы со стороны ПРУПа имели даже противодействие в плане того, что мы, мол, занимаемся обманом. Я был ошарашен. Меня обвинили в том, что я обманываю. Я сказал: возьмите Трудовой кодекс и почитайте. ПРУП никак себя не ведет, ему это не интересно. Он занимается совершенно другими проблемами. Есть профсоюз, который говорит, что для него главное: коллективный договор, условия труда. А есть профсоюз, который говорит: мы купили путевки трудящимся, и нас это устраивает. Я вам говорю откровенно: никакого внимания с их стороны к этому вопросу нет – никаких заявлений, никаких действий. В этом плане наш профсоюз пошел дальше всех. Даже международное обращение – это наше обращение.

Федерация профсоюзов Украины (ФПУ) тоже, кстати, ведет себя крайне пассивно. Предыдущие варианты Кодекса они поддерживали...

- Что предпринимает НПГУ, чтобы не допустить принятия нового КЗоТа?

- Мы обратились в Международную Конфедерацию профсоюзов, к Генеральному Секретарю Международной организации труда (МОТ, Женева) Гаю Райдеру, и мы уверены, что на сессии МОТ Украина со своим проектом нового КЗоТа будет выглядеть неприглядно. Мы также отправили жалобу в Комитет по свободе объединений МОТ. Мы уверены, что оттуда последует реакция на проект украинского дискриминационного Кодекса.

- Насколько ситуация в профсоюзах Украины отличается от европейской?

- В Европе действуют так называемые Конвенции Международной организации труда. Государства, ратифицировавшие эти Конвенции, обязались их выполнять. Там никто не оспаривает, например, право работников проводить забастовку. За это их никто не увольняет, их ни в чем не обвиняют, т.е. признается их право принимать такие решения. Более того, практически ни в одной стране Евросоюза нет закона о профсоюзах. А в Украине такой закон есть, и он выписывает правила, по которым должны «играть» профсоюзы. В Европе этого нет. Но там есть свобода действий, подписание коллективных договоров и достижение согласия между социальными партнерами – работодателями и профсоюзами.

Я мог бы привести пример Швеции, Норвегии, Финляндии, Германии и других стран, как там проводится социальный диалог. Я подчеркиваю: ни один работодатель в Европе не откажется от ведения переговоров именно по коллективному договору. Переговоры проходят всегда, и договоры всегда подписываются – для профсоюзов и работодателя это святая святых. А государство выступает просто контролирующей организацией, которая отслеживает ситуацию, чтобы ни одна из сторон переговоров не преобладала одна над другой. Поэтому в Европе законодательное поле является социально ориентированным, и все вопросы решаются в процессе переговоров.

Недавно я обнаружил такой факт, что, оказывается, у нас наименьшее количество государственных праздников, на которые люди отдыхают. Везде в Европе больше, чем у нас. А нам все время говорят, что у нас самое большое количество выходных, что мы больше всех отдыхаем. Это неправда. Наоборот, отдыхают больше всех там, в Европе. Так там, простите, какие условия труда. Там же не отсутствует спецодежда, спецобувь, там же пирамида совершенно перевернута. Там если есть вредные условия труда, не только молоко дают, а там убирают непосредственно вредный фактор. Там делается все для того, чтобы убрать этот фактор. Если будут вредные условия, работодателю настолько будет невыгодно. А у нас работодатели отделываются мелкими штрафами.

Нельзя сказать, что в профсоюзном движении Европы все так гладко. Там тоже очень много проблем: кризис, сокращение рабочих мест, снижение зарплат и т.д. Но их проблемы и наши – несравнимые вещи. Как говорят у нас некоторые члены профсоюзов, «я хотел бы пожить в условиях европейского кризиса».

Хотя надо признать и другое: иностранные собственники, которые открывают в Украине свои предприятия, становятся сразу почему-то «украинскими». В Европе они работают по одним правилам, а здесь хотят работать по «украинским» правилам, и поэтому мы встречаем с их стороны очень серьезное сопротивление в части создания организации профсоюзов. Конечно, у нас не все получается, у нас много проблем, мы чувствуем боязнь людей вступать в профсоюз, потому что люди дорожат рабочим местом, и стоит больших усилий убеждать работников, что, создавая профсоюз, они создают возможность обезопасить себя от того, что работодатель может в любой момент уволить работника. Наша задача – создание новых профсоюзных организаций. И наши организации есть уже и в транснациональных корпорациях – в «Евразхолдинге», в «Метинвесте», в ДТЭК.

Право выбора всегда есть. Мы выигрывали судебные процессы, когда ко мне обращались члены профсоюза по поводу несвоевременной выплаты заработной платы. Но это было немного людей, к сожалению. Это были единицы – людей, которые заявили: я не согласен с тем, что в отношении меня нарушен закон, и я хочу, чтобы мне была выплачена компенсация. Потому что люди на протяжении месяцев страдали, как-то выживали, и законно требовали компенсацию.

- Вы предрекаете, что принятие нового КЗоТа приведет к социальному взрыву. Когда он может произойти, через полгода, год?

- Наверное, год, не меньше. Полгода недостаточно. Если закон принимается, у него будут сроки ввода в действие. Человек должен будет прочувствовать, что ему стало хуже… Как говорят, должна накопиться критическая масса: закон начинает работать, ситуация ухудшается, люди начинают это понимать, идет накопление критической массы, и в определенный момент происходит взрыв… Вы помните пеший поход шахтеров на Киев? Зарплату не платили месяц, два, три, четыре, пять, шесть, потом происходит взрыв и шахтеры пошли на Киев. Тогда власть была ошарашена, напугана, я видел все это своими глазами. И как только шахтеры пришли в Киев, власть сразу сказала: давайте, все вопросы решаем, посадили в поезда и отвезли домой. И всем задолженность по зарплате отдали.

И сейчас нет гарантии того, что после принятия нового трудового Кодекса, когда начнутся увольнения работников, притеснения и т.д., не произойдет взрыва недовольства. Поэтому мы предостерегаем, что новый Трудовой кодекс не должен приниматься. Потому что он будет иметь наихудшие последствия для Украины, даже худшие, чем кто-то предполагает. Это будет не политический, а социальный взрыв.

- Представим, что новый КЗоТ все же принимают. У вашего профсоюза есть тактика действий?

- От нашей Верховной Рады можно всего ожидать. Я думаю, что события произойдут осенью, когда начнется очередная сессия, и тогда может быть любой сценарий. Безусловно, тактику действий мы имеем, мы будем находить способы защищать людей. А пока мы разъясняем работникам, что их ждет в случае принятия нового КЗоТа. Мы постатейно расписали угрозы нового Кодекса. Это имеет действие. Люди возмущены.

Сегодня необходимо сформировать общественное мнение, чтобы люди осознавали опасность того, что их ждет, и чтобы когда, возможно, нам необходимо будет принимать какие-то радикальные действия, чтобы люди были к этому готовы.

Ярослав Колгушев, «ОстроВ»

Присоединяйтесь к "ОстроВу" в Facebook, ВКонтакте, Twitter, чтобы быть в курсе последних новостей.

Статьи

Донецк Мир
12.01.2025
16:18

Бывший "народный губернатор" за дискредитацию российской власти и "СВО" наговорил лет на десять строгого режима.

Популярный в 2014 году лидер донецких сепаратистов Павел Губарев спустя десять лет вновь оказался в фокусе внимания многочисленных СМИ. Бывший "народный губернатор" дал пространное интервью Максиму Калашникову, активисту основанного Игорем Гиркиным...
Луганск
11.01.2025
17:00

Год десятилетия войны. Луганский дневник

Мы окончательно потеряли тех, с кем продолжали идти рука об руку с 2014 года, разделенные расстояниями, но связанные довоенной дружбой.
Страна
10.01.2025
17:00

“Левостороннее движение”: Рада, наконец, начала принимать законопроект, регулирующий расследование и наказание за военные преступления. Но не тот

11538 может заблокировать расследование международных преступлений, потому что будет неясно, какой закон применять. К тому же решение украинского суда по международным преступлениям будет легко обжаловать и выиграть в Европейском суде по правам...
Все статьи