Игорь Романенко: Война еще не перешла в затяжную фазу. Все решится осенью

Российские войска продолжают вести активные боевые действия на территории Украины и уже заявляют о захвате всей территории Луганской области. ВСУ при этом проводят отдельные контрнаступательные действия и освобождают населенные пункты на юге нашей страны. 

Одновременно с этим в последнее время заговорили об открытии нового фронта в случае прямого вступления Беларуси в войну.

Заместитель начальника Генерального Штаба ВСУ (2006-2010 гг.), генерал-лейтенант запаса Игорь Романенко в интервью "ОстроВу" рассказал об угрозах со стороны Беларуси, когда возможно контрнаступление ВСУ и при каких условиях в этому году возможно перемирие.

Угроза со стороны Беларуси

- В последние дни активизировались разговоры о возможном нападении Беларуси на Украину. Как вы оцениваете такую угрозу?

- Руководство Беларуси под давлением Путина провело значительную работу по подготовке страны к участию в войне. Вооружённые силы Беларуси постепенно доходят до степени военного состояния со всеми вытекающими последствиями. Поставлена задача – увеличить численность ВСБ до 80 тысяч человек, произведена работа по снятию с длительного хранения вооружения и техники, хотя часть из них уже передается РФ. Это тоже сигнал, ведь при подготовке боевых действий необходимость в вооружении и боеприпасах будет увеличиваться, поэтому, с одной стороны, мы видим завершение подготовки ВС Беларуси к участию в войне, с другой – боевые действия сухопутного характера будут отдаляться, так как россиянам крайне необходима такого рода помощь (вооружение и техника, которую они забирают).

Но это не означает, что Лукашенко и Путин отказались от такого подхода. Политическая задача, которую ставит российский президент, превалирует над военной.

С военной точки зрения, даже с увеличением численности ВС Беларуси и созданием там подобия территориальной обороны, а также учитывая отсутствие опыта боевых действий, эту готовность можно оценить как ниже среднего. Но это не означает, что угрозы нет вообще, поскольку Путину необходимо не просто участие РФ в этой войне. Его пропагандистская машина уже воюет с НАТО, но для полной картины не хватает союзников, первым из которых должна стать Беларусь.

С учетом этой геополитической ситуации вероятность открытия этого фронта остается значительной. Но если Беларусь и может что-то начать и быть при этом эффективной, то только при участии большого числа российских войск, которых мы пока не видим.

Вместе с этим сохраняется возможность и осуществляется подготовка воздушного нападения ВС Беларуси на Украину. Проводятся тренировочные полеты авиации Беларуси и РФ, заведена бригада оперативной-тактического комплекса "Искандер-М" и дивизион С-400.

Вопрос только в политическом решении. Путин добивается, чтобы Лукашенко сделал публичное заявление (о вступлении в войну, - ред.).

- Как вы думаете, почему Путину до сих пор не удалось уговорить Лукашенко вступить в войну?

- Он не столько уговаривает, сколько осуществляет давление. Лукашенко прекрасно понимает, что вступление в эту войну может обернуться трагически для него и государства. При вступлении в войну у него будет катастрофически мало шансов удержаться у власти. Поэтому та группировка, которая у них сегодня есть, она в основном подготовлена для проведения диверсионно-разведывательной деятельности, провокаций и воздушных ударов.

- Если говорить о сухопутном нападении Беларуси, как это может выглядеть?

- Основные направления известны – это Волынская и Ровенская области, чтобы перерезать поставки западного вооружения в Украину. Более того, были заявления Лукашенко о том, что якобы осуществлялись ракетные удары Украины по территории Беларуси. То есть обстановка нагнетается, и, как правило, такое может осуществляться перед тем, как перейти к более активным боевым действиями. На сейчас это могут быть действия ДРГ, информационно-психологические операции. На большее они пока не решаются.

- Вступление Беларуси в войну может переломить ее ход?

- Конечно, это усугубит организацию ведения боевых действий для ВСУ. Но этот сценарий анализируется, просматривается и ведется соответствующая подготовка. Мы готовимся ко всем сценариям.

Россияне также готовят свои резервы. Есть информация о формировании танкового корпуса численностью до 200 танков и 400 боевых машин. Но в лучшем случае он будет готов во второй половине августа. И просто так белорусы не будут начинать сухопутные военные действия, так как для них это обернется большими последствиями.

Путин хочет втянуть в войну не только Беларусь, но и другие страны ОДКБ (Армения, Казахстан, Таджикистан, Киргизия - ред.), чтобы это выглядело как война союза против НАТО.

- Некоторые эксперты говорят о том, что не стоит бояться белорусскую армию. Вы согласны с такой оценкой?

- Я с этим не согласен. Белорусская армия среднего уровня, да и по количеству она представляет некую угрозу. Это иллюзии, что там много призывников, которые не будут воевать, к этому нужно относиться критически и объективно. Я всегда привожу в пример пропаганду СССР, когда перед началом Второй мировой войны она говорила, что в Вермахте много пролетария, что они поддерживают социалистический строй, поэтому не поднимут оружия. Мы знаем, чем все обернулось в 1941 году.

Государство есть государство, это инструмент принуждения, поэтому, если Беларусь начнет эту войну, ее граждане будут втянуты. И это будет непросто.

Ситуация на фронте

- Как оцениваете текущую ситуацию на фронте?

- Со стороны противника продолжается проведение второй фазы наступательной операции. Для ВСУ – это оборонительная операция. Идут тяжелые бои, особенно в восточной операционной зоне. Противнику удалось захватить Северодонецк, идут штурмовые действия противника и попытки оперативного охвата Лисичанска и войск, которые там находятся.

Мы знаем, что россияне планировали четыре "котла": в районе Днепра, который не был осуществлен, следующей – южнее Изюма, который также не состоялся, и оставшиеся попытки – это "котлы" в районе Славянска -Краматорска и Северодонецка-Лисичанска. Успехов там нет.

В связи с тем, что ВС РФ сохраняют больший потенциал, чем ВСУ, им медленно, но удается продвигаться.

- Когда может измениться ситуация?

- Вопрос в том, чтобы украинские войска получили тяжелое западное вооружение, о котором было заявлено еще на первом "Рамштайне" три месяца назад. Тогда это приведет к приостановлению продвижения противника, и он будет вынужден перейти к обороне по всему фронту. Такими действиями может характеризоваться второй этап наступательной операции противника.

- И дальше начнется контрнаступление ВСУ?

- Когда благодаря западным поставкам наш потенциал будет превышать российский, тогда будут силы для проведения контрнаступления. А пока мы по возможности осуществляем контрнаступательные действия на отдельных направлениях. Но это отдельные эпизоды, а не стратегические действия по освобождению наших территорий.

- Оккупанты захватили почти всю территорию Луганской области. Почему у них получилось?

- Потенциал ВС РФ на начало войны превышал наш в три раза. Война – это не игрушки, не иллюзии и не дилетантство, которое очень многие позволяют себе в оценке действий. На севере страны мы уничтожили треть этого потенциала, но остается еще две трети, плюс они провели скрытую мобилизацию, расконсервировали технику. РФ – это могущественное государство с соответствующими возможностями. Нельзя это игнорировать и заниматься шапкозакидательством.

Кроме того, западная помощь поступает в недостаточном количестве. Например, американский генерал Бен Ходжес говорит о том, что Запад обеспечил ВСУ только на 10% для приостановления продвижения российских войск.

- Следующая на очереди – это Донецкая область?

- Следующее на очереди – это то, как мы сможем противостоять российской армии. Политическая задача Путина известна – это захват Донецкой и Луганской областей в административных границах. По Луганщине – задача практически выполнена, по Донетчине – ВСУ контролируют 45%. Силы россиян иссякают, но их достаточно для осуществления продвижения.

- Возможно ли продвижение россиян на юге Украины? Включая Николаев и Одессу.

- Возможно все, но на текущий момент у них нет сил, чтобы одновременно вести боевые действия в восточной и южной операционных зонах. На юге Украины мы не просто обороняемся, но и проводим отдельные контратаки.

- Вы положительно оцениваете нынешние контрнаступательные действия ВСУ?

- Конечно. Например, это занятие превалирующих высот на местности. С военной точки зрения это правильные действия, не говоря уже о том, что происходит деоккупация наших территорий. Вопрос только в том, что для широкомасштабных действий такого плана у нас не хватает сил.

- Что нужно Украине для контрнаступления. Только вооружение? С личным составом нет проблем?

- С личным составом не будет проблем, когда он будет в необходимом количестве и готовым к применению зарубежной техники. Этого пока не происходит, техники поставляется мало.

Тех же HIMARS поступило аж четыре машины. Они относятся к системам залпового огня, но сейчас боеприпасы поставляются на отдельные пуски, и мы очень надеемся, что придет время и они будут использоваться по прямому назначению – то есть производить залповый огонь. С учетом того, что каждая ракета может наводиться индивидуально, эффективность такого применения будет значительно повышена.

- Когда мы говорим о контрнаступлении, какие это могут быть сроки?

- Самое главное в подготовке контрнаступления – это поставки западного вооружения. Как известно, после первого "Рамштайна" мы ждали поставки в середине июня, но эти декларации не были реализованы. Поэтому, по самым оптимистичные прогнозам, поставки такого характера могут произойти во второй половине августа и позже. Со всеми вытекающими последствиями. Кроме того, должно пройти еще время для обучения личного состава.

Что касается больших желаний о том, как бы побыстрее закончить войну и перейти к контрнаступлению…у войны есть объективные законы, эмоции и дилетантство только мешает, этим заниматься не стоит.

- Успехи ВСУ на острове Змеиный – что это означает в стратегическом плане?

- Силы и средства, которые россияне размещали на острове Змеиный и "вышках Бойко", включали в себя системы разведки и мониторинга воздушного, подводного и надводного пространств. Кроме того, на Змеином были сосредоточены средства нанесения ударов (в частности, "Грады") и зенитно-ракетные комплексы. Мы разрушили всю эту систему.

- В МВД заявили, что ключевая цель войны для россиян — это захват Одессы и полный контроль над Черным морем. Освобождение Змеиного нивелирует такую опасность?

- В полной мере нет. Угроза сохраняется.

- Можно ли сказать, что война перешла в затяжную фазу?

- Война еще не перешла в затяжную фазу. Все решится осенью, если осуществятся массированные поставки западного вооружения. Ведь россияне тоже готовятся, собирают личный состав, но с вооружением у них есть проблемы. Они сейчас собираются уговаривать Северную Корею, Китай и страны ОДКБ передать им вооружение. Конечно, потенциал будет менее современный, но этими силами можно будет дальше воевать.

Поэтому, если к осени мы успеем сравняться с российским потенциалом, то можно будет вести разговор о том, что мы начнем очищать нашу территорию от российских войск и проводить контрнаступление. Тогда затяжной фазы не будет, и мы перейдем к завершению боевых действий и перемирию.

- Перемирию или завершению войны?

- Войну закончить можно тогда, когда путем воздействия прогрессивных государств удастся сместить путинский режим и поменять социальную ситуацию в РФ. Хочу напомнить, что мир между Японией и РФ юридически не заключен с 1945 года. Они не воюют, но и официального мира нет.

Перемирие может быть в этом году, если нам поставят вооружение, мы подготовимся и проведем контрнаступление. Если этого не случится, то все может растянуться на более длительные сроки.

Беседовал Владислав Булатчик, "ОстроВ"

Статьи

Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.
Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Все статьи