Не Москва ль за нами? Как Россия приватизировала День Победы

Первой попыткой приписать победу многонационального Советского Союза над нацизмом исключительно Россие можно считать тост Сталина, произнесенный им 24 мая 1945 года на кремлевском приеме в честь командующих войсками Красной Армии.

"Я, как представитель нашего Советского правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа. Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза. Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне звание, если хотите, руководящей силы нашего Советского Союза среди всех народов нашей страны!". Так, одним взмахом бокала, диктатор разрушил миф о равноправии всех входящих в его империю народов.

Тогда столь откровенное противопоставление "титульной нации" всем остальным народам не прижилось. Официальная пропаганда не уставала повторять о равноправии "республик-сестер", поэтому, в полном соответствии с идеологией пролетарского интернационализма, День победы отмечался как праздник всего советского народа.

После распада СССР Российская Федерация, образно говоря, совершила рейдерский захват некогда всенародного праздника, превратив 9 мая в инструмент продвижения "русского мира" на всем постсоветском пространстве. Прежде всего, это идеологическое оружие было обращено против Украины. Начиная с "Оранжевой революции", пропагандистская машина Кремля, опираясь на пятую колонну внутри страны, начала лепить из нее фашистское государство, а из украинцев – пособников Гитлера.

России же неоимперское руководство отвело очерченную еще Сталиным роль "наиболее выдающейся нации, заслужившей в этой войне роль руководящей силы". Русский народ (а таковым в Кремле считают всех жителей России) был призван вернуть заблудших агнцев в ряды правильных внуков, уважающих правильных дедов.

Равнение на флаг

Очевидно, что идеологическая экспансия России должна была сопровождаться соответствующей атрибутикой и подходящими ритуалами. В первую очередь "русскомирским" крестоносцам необходимо было знамя. Таковым стал флаг Российской Федерации. Именно красно-сине-белый триколор на военных парадах начал возглавлять проходящие по Красной площади колонны войск и техники.

Однозначно, нет ничего плохого в том, что РФ, храня исторические традиции, в качестве основного символа государства избрала для себя флаг Российской империи. Однако на торжествах, посвященных Дню победы, царский стяг смотрится не совсем уместно. Дело в том, что так называемая "Русская освободительная армия" генерала Власова и ряд других подразделений, сформированных из россиян-предателей, шли в бой на стороне гитлеровцев именно с таким флагом. Так сказать, не за тех деды воевали…

Но, как говорится, сын за отца, а тем более за деда-власовца или полицая, не отвечает. Гораздо хуже, что Россия активно импортирует свой триколор в соседние страны, навязывая им идеи "русского мира". На оккупированном Донбассе, в Приднестровье и в Южной Осетии флаги "старшего брата" зачастую используются наряду с "государственными".

Связанные одной лентой

Еще одним символом, призванным продемонстрировать единство вассалов с кремлевским барином, стала Георгиевская лента. Впервые утвержденная Екатериной ІІ, она была частью орденов Святого Георгия, а позже солдатского Георгиевского креста. Ее использовали как элемент мундиров и головных уборов особо отличившихся воинских частей.

В 1917 году после прихода к власти большевиков Георгиевская лента была отменена.

В 1942 году с целью поднять патриотический дух изрядно потрепанной на Восточном фронте РККА советское руководство решило частично возродить славные традиции дореволюционной русской армии и утвердило использование так называемой Гвардейской ленты, которая почти полностью копировала Георгиевскую. Боевым кораблям, воинским частям и соединением начали присваивать звание "гвардейских". Морякам гвардейских кораблей оранжево-черная лента прокладывалась по околышу бескозырок, а в сухопутных частях ею украшали боевые знамена. Гвардейская лента так же использовалась для оформления колодки Ордена Славы и медали "За победу над Германией". Как бы то ни было, право ношения Георгиевской, а в советские времена Гвардейской ленты нужно было заслужить либо личным героизмом, либо службой в элитном подразделении.

Интересно, что с другой стороны окопов Георгиевская лента также использовалась в "идеологической работе". В частности, во время Второй мировой войны георгиевские награды вручали белогвардейцам, которые воевали в составе войск нацистской Германии. Георгиевскими кавалерами были начальник главка казачьих войск третьего Рейха генерал Петр Краснов, группенфюрер СС Рудольф Бангерский, группенфюрер СС Андрей Шкуро и другие...

Ну а вскоре георгиевская (гвардейская) лента вышла за рамки военно-идеологической и стала не просто доступной, а доступной до неприличия. Будто бы толпа неразумных внуков дружно вывалила на улицу, нацепив на себя найденные в дедовских шкатулках ордена и медали. Все началось в мае 2005 года, когда к 60-летию Победы в России стартовала акция под названием "Повяжи Георгиевскую ленту". Смысл ее состоял в том, что всем желающим желто-черные ленточки раздавались бесплатно. Акция позиционировалась как волонтерская, то есть осуществляемая на общественных началах. Ее организаторами выступили московские журналисты и российские студенты. Активисты раздавали ленточки на улицах, привязывали их на антенны припаркованных автомобилей. Очень быстро Георгиевская лента стала практически обязательным атрибутом торжественных мероприятий, традиционных встреч с ветеранами в школах. Уже в первый год проведения акции было распространено около 800 тысяч ленточек. С каждым годом число некогда наградных лент увеличивалось на сотни тысяч. Их раздавали молодоженам, посетителям кинотеатров и даже остановленным гаишниками нарушителям правил дорожного движения. Сейчас счет розданных лент идет на десятки миллионов. Очевидно, что изготовление такого количества продукции, затраты на ее доставку в регионы требуют солидного финансирования. Поэтому в областных бюджетах субъектов Российской Федерации появились статьи на поддержку ленточной акции.

Массовое ношение Георгиевских лент, порою на местах далеких от выражения уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, в лучшем случае, стало вошедшим в моду моветоном, псевдопатриотическим китчем.

Очевидно, что в этой ситуации пропагандировать официальный слоган акции "Я помню, я горжусь!" даже как-то неловко.

Однако Георгиевской ленте в Кремле была отведена роль более серьезная, нежели украшение трусиков российских пэтэушниц. Полосатая ленточка стала одним из важнейших атрибутов продвижения "русского мира" повсюду на планете. По информации организаторов, она расползлась более чем по трем десяткам стран Нового и Старого Света.

Естественно, основной мишенью этого идеологического оружия стали государства бывшего Советского Союза и, особенно, оккупированные Россией территории. Так, например, оккупационные власти "ДНР/ЛНР" не устают рассказывать, что массовое распространение Георгиевской ленты в ОРДЛО является наглядным примером того, что Донбасс – это Россия.

В Донецке, например, чтобы выслужиться перед Москвой, даже придумали специальный, нигде более не отмечаемый "праздник" – День Георгиевской ленты. Так, 6 декабря 2015 года в оккупированном областном центре был организован пропагандистский митинг, на котором главным атрибутом была ставшая символом сепаратизма и опознавательным знаком сторонников террористической "ДНР" лента. Но это совсем не показатель уважения к советской истории. Просто 6 декабря в Украине отмечается День Вооруженных сил, поэтому пронести строем военных, именно в этот день, многометровую георгиевскую ленту – это, своего рода, их ответ "укропам". Идея очередной псевдопатриотической акции оккупантам понравилась, и они решили проводить подобное мероприятие ежегодно.

В большинстве стран бывшего СССР публичное использование Георгиевской ленты запрещено законодательно. За сочетание черного и оранжевого цветов ее прозвали "колорадской", однако каждый год тайными тропами в Украину, Грузию, Беларусь и другие суверенные государства доставляют огромное количество лент, символизирующих сепаратизм и российскую экспансию.

Ветеран на палочке

Еще одним инструментом пропаганды "русского мира" на постсоветском пространстве стала акция "Бессмертный полк". Как известно, для властей, и России, и довоенной Украины, ветераны Второй мировой войны со времен СССР являлись надежным пропагандистским ресурсом. Раз в год власть имущие вспоминали о победителях и 9 мая приглашали их пройтись в праздничной колонне. Однако, к сожалению, возраст, ранения, болезни давали о себе знать, поэтому с каждым годом участников таких парадов становилось все меньше. В России выход из ситуации был найден – героическое прошлое ветеранов решили использовать даже после их смерти. В 2011 году на День Победы томские журналисты предложили организовать колонну родственников ветеранов, держащих в руках портреты своих дедом и прадедов. Акция ожидаемо получила мощную медийную и административную поддержку и вскоре стала всероссийской, а еще чуть позже – международной. Естественно, главное международное направление – это бывшие республики советской империи. Пятая колонна в Украине, Беларуси и других, ныне независимых государствах охотно заглатывает заброшенную из Москвы наживку и организовывает собственные "полки".

Скажем сразу, вероятнее всего, в этих шествиях принимают участие и реальные родственники реально воевавших на фронтах Второй мировой войны ветеранов. Однако численность демонстрантов с каждым годом растет, как на дрожжах (только в России в прошлом году было заявлено о 10 миллионах участников), что свидетельствует о том, что это движение отнюдь не общественное и не добровольное. Оно, без сомнения, имеет мощную административную и финансовую подпитку. В роли "полководцев" выступают многочисленные координаторы.

В частности, активное участие в организации шествий принимают российские вузы, где на уровне ректоратов создаются штабы "Волонтеров Победы", возглавляемые руководством учебных заведений. На более высоком уровне командный состав "полков" представлен государственными либо муниципальными служащими субъектов РФ. Финансируются все эти штабы и проводимые ими акции весьма щедро. "Главнокомандующим" из федерального бюджета в виде грантов выделяются десятки миллионов рублей. "Полководцам" в регионах достаются гранты помельче, но тоже с шестью нулями.

Часть этих денег идет и на финансирование шествий "Бессмертного полка" за пределами России. Например, официальный сайт акции в Украине заявляет о 1 миллионе 300 тысячах "однополчан". При этом руководители проекта тщательно маскируются. На сайте сообщается, что акция не является политической и не связана ни с одной из политических партий. Главный штаб "Бессмертного полка" в Москве тоже пытается сделать вид, что братский украинский народ без направляющей и руководящей роли просто пошел по их стопам… Дескать, в регионе "Украина" координаторов из России вообще нет.

Но если внимательно присмотреться к политикам, регулярно выводящим свой народ на шествия полка, то вопрос о роли и месте российской акции в деле мобилизации пророссийски настроенного электората отпадет сам собой. Организаторы (не будем бездоказательно утверждать, что спонсоры) данного мероприятия активно озвучивают кремлевскую методичку о том, что в "фашистской Украине" День Победы, якобы, запрещен, и только благодаря "Бессмертному полку" неравнодушные граждане могут сказать: "Спасибо деду за победу".

Однако философию толпы никто не отменял, поэтому количество участников акции не всегда перерастает в их качество. Каждый год после прохождения "Бессмертного полка" появляются многочисленные сообщения о том, как сразу после парада, якобы, благодарные внуки выбрасывают портреты назначенных им дедов.

Справедливости ради, скажем, что есть места, где такое безобразие попросту невозможно. В частности, на оккупированном Донбассе мобилизованные местным админресурсом работники бюджетных предприятий и студенты получают портреты назначенных им героических "родственников" перед началом шествия, а в конце мероприятия сдают их организаторам.

Еще одной особенностью "Бессмертного полка" в "ДНР/ЛНР" является то, что к числу участников Второй мировой войны в него почему-то записывают современных "героев" – террористов и бандитов типа ликвидированных Моторолы, Гиви и Александра Захарченко.

Юрий БОВХ, "ОстроВ"

Статьи

Страна
29.03.2024
10:18

В Крыму становится страшно: растет популярность страхования от БПЛА

...Эти выплаты никто не увидит, так как нет законодательной базы. Если они страхуют от террористического акта, то должно быть решение о возбуждении уголовного дела по соответствующей статье и так далее. Все остальное – красивые слова и обещания,...
Луганск
27.03.2024
17:45

"Бери и делай!" Как переселенцу начать зарабатывать в новой нише на новом месте

"Надо осознавать, что почти никто на новом месте не начинает действительно с абсолютного "нуля" - потому что у вас есть образование, опыт, личные ценности и тому подобное. Все это уже есть у человека, является неотъемлемой частью его бытия"
Страна
27.03.2024
12:46

Валютный вопрос, или Как олигархи споткнулись об Нацбанк

Дальнейшее снижение курса гривни окончательно добьет потребительский спрос, который в условиях полномасштабной войны и так уже давно "ниже плинтуса". Ну а "мертвый" потребительский спрос – это "мертвая" экономика.
Все статьи