Как Яценюк Восток усмирял: референдум, страсти по Киселеву и язык

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк в пятницу, 11 апреля с экстренным визитом посетил Донецк. Приезд в столицу Донбасса, где глава Кабинета министров встретился с представителями властей и элит юго-востока (кроме донецкого и луганского "начальства" за столом неожиданно оказался и харьковский мэр Геннадий Кернес), стал началом его "восточного" турне: сразу после обеда Яценюк, по его собственным словам, отправляется в Днепропетровск, а оттуда – в Запорожье.

Несмотря на то, что встреча с "ненавистным" главой нового Кабмина могла показаться весьма "лакомой" для пророссийских сепаратистов, уже почти неделю как засевших в Донецкой областной государственной администрации, с утра у Торгово-промышленной палаты было безлюдно. Не было заметно и какой-то усиленной охраны, хотя, как и положено, милиция дежурила по всему периметру здания и на прилегающих территориях.

С десяток довольно вялых "пророссиян" подтянулись лишь спустя час после начала встречи с элитами, но на огороженную забором территорию ТПП не проникли (и не очень-то, - будем честны, - туда рвались). "Губарев, Губарев…" – попытались было затянуть свою унылую песню две пенсионерки, когда из дверей здания показался глава МВД Арсен Аваков, но даже и тут запала не хватило. Министр сел в машину и уехал.

Рядом с десятком "пророссиян" одиноко стояли несколько бесстрашных их противников с украинским флагом. И сепаратисты сторонников единства Украины с совершенно нехарактерным для них гуманизмом не тронули!..

"То, что сейчас происходит, конечно, не может не беспокоить каждого из нас", - весьма спокойно произнес Арсений Яценюк, открывая встречу. Сидящие на другом конце стола силовики задумчиво и многозначительно переглянулись.

"От имени правительства Украины я хочу четко заявить, что центральная власть готова не просто к диалогу с регионами, а готова к выполнению тех законных требований и желаний каждого жителя нашей страны. И мы в рамках изменений в Конституцию будем в состоянии ответить на все чаяния и мнения, на каждую специфику каждого региона, которая сегодня есть", - продолжил премьер.



Основных "чаяний", на которых остановился Яценюк, три: расширение полномочий регионов, статус русского языка как второго государственного и, собственно, право на проведение референдума.

С расширением полномочий все понятно: глава Кабмина заверил, что еще до президентских выборов 25 мая новый проект основного закона будет подготовлен и отправлен на согласование в Венецианскую комиссию. Принципиальных нововведений в нем будет два – институт областных государственных администраций, руководители которых назначаются указом из Киева, перестанет существовать как факт, их заменят формируемые "на местах" и при участи облсоветов исполнительные комитеты, а сами регионы и городские громады получат право оставлять внушительную часть налогов себе.

"Такой институт, как областная государственная администрация, которая назначается президентом из Киева, должен отойти в прошлое. Второе – мы считаем необходимым передать полномочия по управлению соответствующими территориями на местах. Областной совет, который вместо областной государственной администрации избирает собственный исполком. И к исполнительному комитету каждого региона переходят все финансово-экономические, административные и иные полномочия", - пояснил он.

Кроме того, по заверениям А.Яценюка, будет изменен и бюджетный кодекс Украины, чтобы территории могли зарабатывать и оставлять себе больше средств.

С русским языком тоже, вроде бы, все понятно: "Закон Колесниченко-Кивалова является сегодня действующим и этот закон не будет отменен. Этот закон фактически дал русскому языку статус официального… И украинское правительство неизменно в своей политике по языковому вопросу", - подчеркнул глава правительства.

Вопрос референдума во вступительном слове А.Яценюк попытался было обойти скромным молчанием, но его быстро к нему вернули. Причем, сразу же, первый же выступающий – Донецкий городской голова Александр Лукьянченко, которому премьер решил предоставить слово, как человеку, в избранности которого народом у него нет сомнений.

А.Лукьянченко рассказал, что встречался с сепаратистами в захваченной ДонОГА, и из опыта общения с ними понял, что, в принципе, они готовы пойти на попятную в случае "децентрализации власти и принятия новой Конституции, где будут закреплены правила использования русского языка". Но не только…

"Требование о проведении референдума – это уже не просто риторика пророссийских митингующих, это критерий победы или поражения для гораздо умеренных жителей региона, поэтому я считаю, что необходимо предложить людям всеукраиснкий референдум или опрос для утверждения новой Конституции, для того, чтобы они увидели, что законные требования реализованы, и вся страна соглашается жить по новым правилам", - сказал мэр Донецка.

По его мнению, провести этот самый референдум можно одновременно с выборами президента 25 мая.

А.Лукьянченко поддержал и луганский коллега.

"Для того, чтобы свести на нет противостояние, необходимо решить целый ряд проблем общегосударственного уровня. Первое - нужно немедленно принять закон о местном референдуме. Это даст возможность нашим жителям на законных основаниях свободно определится со своей позицией в вопросах важных и актуальных для конкретных территорий", - заявил Сергей Кравченко.

Впрочем, надо отдать должное: никто из говорящих о референдуме ни разу не произнес самые страшные слова – "о территориальном статусе в составе Украины". Референдум – о новой Конституции, на худой конец, вновь – о русском языке (работающего закона Колесниченко-Кивалова мало), но не о статусе…






"Нету среди нас сепаратистов!" – емко выразил эту мысль харьковский мэр Геннадий Кернес.

"Парламент повинен прийняти закон про місцевий референдум!" – наконец, не выдержал уже под конец первой части встречи Яценюк.

И добавил, что соответствующие изменения – о праве на проведение региональных плебисцитов – будут внесены и в общеукраиснкий закон о референдуме, который сейчас парламентарии также переписывают.

Категорично антисепаратистскую риторику в своем выступлении продолжил и самый богатый человек Украины, президент ФК "Шахтер" Ринат Ахметов.

"Я встречался с митингующими и сказал - если вы вышли на митинг за право говорить на русском языке – я с вами. Если вы вышли на митинг за децентрализацию власти, чтобы власть из Киева переходила в регионы – я с вами. Если вы вышли на митинг за то, чтобы Донбасс уважали, за процветание Донбасса, за то, чтобы жизнь для людей в Донбассе становилась лучше – я всегда буду с вами. Но для меня Донбасс - это Украина. И вот здесь, я попросил, обратился, поддержите меня, пожалуйста", - сказал он.

Еще один болезненный вопрос, на котором остановились участники встречи с Яценюком – судьба российских каналов. Страсти жителей восточных регионов по Дмитрию Киселеву особенно волновали, почему-то Кернеса:

"Верните назад людям те каналы, которые были у них в пакете, за который они заплатили деньги!.. Деньги же заплачены", - обратился к премьеру харьковский градоначальник. Мол, за право наслаждаться российской пропагандой люди честно проголосовали – рублем, то есть гривной.

Следом Кернес еще попросил премьера и украинские каналы немного "прищучить", а то не дело, когда народу транслируют сюжеты, про то, что "хто не скаче, той москаль". "А дальше будет сюжет, хто не скаче, той жиденок?"

И, чтобы, как говорится, дважды не вставать, "наехал" на своего "заклятого друга" Арсена Авакова.

«Я поддерживаю своих коллег в отношении их высказываний, то, что касается стабильности. Украина - это унитарное государство, и Харьков не отличается от Донецка, как и от остальных территорий Украины. Хотелось бы, чтобы мы в этом вопросе друг друга поняли, что нету среди нас здесь сепаратистов. И те, кто занимает определенные должности, что они делают, для того, чтобы потом Министр внутренних дел через Фейсбук что-то говорил, что это "сепаратисты"", - сказал Кернес.

"Я вам и в лоб это скажу", - тихо парировал Аваков.

Этот момент, однако, стал едва ли не единственным серьезным конфликтом в ходе встречи; мероприятие проходило в заметном, хотя и несколько тревожном единодушии.

После окончания "политической" части встречи, журналистов попросили покинуть зал, где собравшиеся, уже за закрытыми дверями должны были обсудить вопросы экономики и безопасности.

Быть или не быть штурму ДонОГА? - это был главный вопрос оставшихся ждать Яценюка журналистов.

"Я против каких-либо силовых сценариев", - заверил он на итоговом брифинге для СМИ.

И продолжил: "Надо сделать все для того, чтобы лица, которые захватили помещение и находятся там с оружием, вышли из помещений без силовой операции. И такие возможности у них сегодня есть".

Сколько у них на это времени, и есть ли у власти терпение, премьер ответил уклончиво: терпение, мол, есть, но и время, похоже тоже.

И под жалобное: "Губарев, Губарев…" из-за забора отбыл на родину Юлии Владимировны Тимошенко. А немногочисленные сепаратисты вернулись под ОГА – мастерить коктейли Молотова и просто гадить.

Вера Холмогорова, Михаил Масловский, "ОстроВ".

Полный фоторепортаж смотрите здесь

Присоединяйтесь к "ОстроВу" в Facebook, ВКонтакте, Twitter, чтобы быть в курсе последних новостей.

Статьи

Страна
17.01.2025
17:00

Жилищные программы для ВПЛ в 2025 году: субсидии, кредиты, компенсации

Согласно условиям этого проекта, кредит на жилье выдается под 3% годовых на срок до 30 лет и с первоначальным взносом от 6% стоимости. 
Страна
16.01.2025
17:00

Экономику тащат из "тени": что происходит?

Воровать миллиарды гривень на фиктивных операциях с НДС – невозможно без соучастия налоговиков. На самом высоком уровне. Оставаться при этом безнаказанными невозможно без надлежащего прикрытия в силовых органах.
Страна
15.01.2025
16:14

Михаил Гончар: Приднестровье, по замыслу Кремля, должно сыграть роль жертвы «фашистских режимов» в Киеве и Кишиневе

Российский газ поставлялся по определенному двустороннему соглашению. Для Приднестровья он был практически бесплатным, а долги вешались на официальный Кишинев. Таким образом, еще в 90-х был накоплен гигантский долг для Молдовы, который предъявлялся...
Все статьи