Украинская энергетика: дальше без России

Путинская военная авантюра ускорила подключение Украины к европейской энергосистеме. Оно планировалось на 2023 г. и далеко не факт, что состоялось бы вообще. Однако обстоятельства изменились.

Официальный Брюссель принял решение, значимость которого для украинской экономики гораздо выше, чем ограниченный безвизовый режим для поездок граждан Украины в страны ЕС, открытый в 2017 г.

Но как раз тогда, в 2017 г., и было подписано соглашение об условиях присоединения объединенной энергосистемы Украины (ОЭС) к европейской энергосистеме , которая управляется консорциумом ENTSO-E. И символично, что через 5 лет само присоединение состоялось 24 февраля, в день российского военного вторжения.

Изначально на 24 февраля планировалось пробное подключение ОЭС к сетям ENTSO-E – всего на 3 дня. Чтобы европейцы могли удостовериться, что ОЭС способна поддерживать необходимую частоту 50 Гц в своих энергосетях при разных режимах работы.

Но после того, как на украинскую землю въехали российские танки, а в украинских городах разорвались первые российские ракеты – было решено не возвращаться в объединенную энергосистему СНГ.

Официально присоединение Украины к ENTSO-E оформили 26 апреля в Варшаве, где стороны подписали соответствующий договор (от имени Украины подпись поставил глава правления НЭК "Укрэнерго" Владимир Кудрицкий).

Дальше – без России

ОЭС Украины работала синхронно с энергосистемами РФ, Беларуси, Молдовы и прибалтийских республик исторически: после распада СССР оставалось единое энергопространство. Оно позволяло регулировать работу энергосистем отдельных стран-участниц.

Так, при возникновении дефицита электроэнергии (э/э) в ОЭС ее оператор, госкомпания НЭК "Укрэнерго", могла получить э/э из России и Беларуси по операциям перетока. И таким образом избежать веерных отключений – например, в случае внезапного выхода из работы энергоблоков на украинских атомных или тепловых электростанциях.

В отдельные годы поставки э/э из Беларуси и РФ были довольно значительными по объему за счет коммерческого импорта (когда к операциям перетока добавлялись закупки э/э украинскими энерготрейдерами для своих клиентов-потребителей).

Аннексия Крыма и начало войны на Донбассе плюс общий политический курс на евроинтеграцию – стали мотивацией для стремления официального Киева уйти из энергопространства СНГ и присоединиться к ENTSO-E.

Но у энергетической евроинтеграции есть и экономические преимущества. Ранее премьер Денис Шмыгать со ссылкой на расчеты экспертов Всемирного банка говорил об экономическом эффекте в $1,5 млрд.

Прежде всего за счет расширения возможностей продажи э/э на еврорынке для украинских производителей. Особенно это выгодно для госкомпании НАЭК "Энергоатом".

Ранее Украина могла экспортировать э/э только с т.н. Бурштинского "энергоострова", включающего одноименную ТЭС. Ее отсоединили от ОЭС Украины и подключили к сетям ENTSO-E еще в 2003 г. Теперь в рамках присоединения всей ОЭС к европейской энергосистеме была проложена магистральная линия электропередач "Хмельницкая АЭС - Жешув".

Поэтому логично уже в этом году ожидать увеличения выручки от экспорта электроэнергии как минимум вдвое – учитывая, что ранее энергоблоки украинских АЭС не работали на полную мощность. Т.к. на внутреннем рынке их э/э не была востребована в таких объемах.

Тогда как в ЕС на эту э/э однозначно будет спрос - ввиду ее конкурентных преимуществ. Так, средняя февральская цена в Украине на рынке "на сутки вперед" составила 2127,23 грн/МВт-ч., в ЕС в этот период она стоила 6768 грн /МВт-ч . (в гривневом эквиваленте по официальному курсу НБУ).

Несмотря на такую разницу, в предыдущие годы денежные показатели украинского электроэкспорта оставались достаточно скромными.

Как уже отмечалось, это связано с ограниченной пропускной способности Бурштинского "энергоострова" и отсутствием прямого выхода "Энергоатома" на еврорынок. Теперь этих барьеров нет.

Украинские потребители э/э также получают преимущества от энергоинтеграции с ЕС. Поскольку теперь, после присоединения "Укрэнерго" к ENTSO-E, европейские энергокомпании в свою очередь могут напрямую выходить на украинский рынок.

Дело в том, что их э/э не всегда бывает заоблачно дорогой. Так, в феврале 2021 г., до рекордного подорожания энергоресурсов в ЕС, средняя стоимость на еврорынке составляла 1777 грн/МВт-ч. Поэтому евротрейдеры также могут побороться за сбыт в Украине – не позволяя местным игрокам завышать цену и "обдирать" потребителей.

И наконец, политический аспект энергоевроинтеграции заключается в том, что теперь Украине для балансирования энергосистемы не нужно обращаться к агрессору и его сателлиту. На самом деле это было неприемлемо еще после аннексии Крыма.

Теперь же, по словам В.Кудрицкого, присоединение к ENTSO-E позволит бесперебойно получать э/э, даже если агрессор продолжит уничтожать энергетическую инфраструктуру Украины.

Послевоенное будущее: знак вопроса

Стоимость подключения Украины к энергосистеме ЕС называется разная. Есть эксперты, которые говорят о более чем €700 млн. В.Кудрицкий в сентябре 2020 г. озвучил вдвое меньшую цифру: €350 млн.

Расхождение связано с тем, что в рамках объединения ОЭС с европейской энергосистемой реализовали ряд проектов, которые, по словам главы "Укрэнерго", пришлось бы делать в любом случае. Т.е. даже если бы вхождение в ENTSO-E не состоялось вообще.

Среди таких проектов он назвал строительство подстанции "Кременская" с заходами линий 500 кВ "Донбасская-Донская" и 200 кВ "Кременская-Юбилейная". "Эта подстанция необходима для надежного энергоснабжения севера Луганской области",- пояснил В.Кудрицкий.

Но были и проекты (они финансировались за счет кредитов Всемирного банка), непосредственно связанные с энергетической евроинтеграцией. Помимо упомянутой прокладки линии ЛЭП "Хмельницкая АЭС - Жешув" это строительство интерконнекторов (соединительных узлов) для ЛЭП, адаптация диспетчерской системы регулирования ОЭС, новая система киберзащиты и т.д.

И важно, чтобы эти инвестиции не оказались "выброшенными на ветер". Вопрос энергетической евроинтеграции Украины официальный Брюссель ранее увязывал с целым рядом условий. Они касаются не только работы НЭК "Укрэнерго" и Национальной комиссии регулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

Европейцам очень не нравилось, как в 2019 г. в Украине прошла реформа рынка э/э. Предполагалось, что переход на новую модель устранит перекосы, принесет прозрачность работы и т.д. Одним словом, хотели как лучше. А получилось как всегда.

Ценовые спекуляции компаний, связанных с крупнейшими украинскими олигархами – никуда не делись. Наоборот. Кажется, после реформы они приобрели еще больший размах.

Государство в лице НАЭК "Энергоатом" так и продолжало "линять" (т.е. нести финансовые потери) на этом рынке. Снова-таки – кажется, даже больше, чем ранее. Соответственно, остальные игроки тоже не чувствовали улучшений и не видели возможности развивать бизнес.

Поэтому устранение спекуляций и дисбалансов на энергорынке было одним из главных условий официального Брюсселя для вступления Украины в ENTSO-E. НКРЭКУ под руководством Валерия Тарасюка честно пыталась это условие выполнить. Насколько это было в ее силах.

Но надо понимать, что не все вопросы, связанные с бизнесом олигархов, можно решить на ведомственном "этаже". Существует более высокий уровень принятия решений – политический. А как раз там и не наблюдалось особого энтузиазма по части реформирования работы энергорынка.

Сейчас этот вопрос европейцами, что называется, вынесен за скобки. Но нет сомнений, что они обязательно к нему вернутся после завершения войны. Это особенно важно в контексте заявления главы Совета Европы Шарля Мишеля.

Выступая 18 мая на заседании Европейского экономического и социального комитета, он озвучил новые подходы официального Брюсселя к евроинтеграции, в т.ч. относительно доступа новых членов к единому энергорынку ЕС.

По словам Ш.Мишеля, теперь Евросоюз будет придерживаться принципа обратимости: откат в реформах повлияет на уровень евроинтеграции страны. "Например, если страна отступает от принципа верховенства права, она может утратить часть выгод, полученных от интеграции", - пояснил глава Совета Европы.

Вот почему "неустаканенность" в работе украинского рынка э/э – один из главных рисов для послевоенной энергетической евроинтеграции.

Еще один важный аспект, который может стать фактором риска – "зеленая" политика ЕС. Она заключается в тотальном отказе от ископаемого топлива (в первую очередь угля) и его замене энергией из возобновляемых источников (ВИЭ). Под ВИЭ подразумеваются прежде всего солнце, ветер и морской прилив.

В.Кудрицкий ранее отмечал, что "украинский энергетический микс уже сейчас на 70% углеродно нейтральный". Т.е. в суммарном балансе э/э, получаемой от всех производителей (атомные, тепловые, гидроэлектростанции и электростанции на ВИЭ) доля экологически "грязной" э/э (которую главным образом дают угольные ТЭС) не превышает 30%.

На данный момент это вполне приемлемый показатель. Но к 2050 г. ЕС задекларировал намерения перейти на нулевой уровень парниковых выбросов. Соответственно, к этому времени вся э/э должна быть "чистой" на 100%.

Тут может показаться, что период в 28 лет слишком длинный. Однако на самом деле это очень быстро, если говорить о "зеленой" трансформации украинской энергетики. Совершенно очевидно, что за 1 год все ТЭС не закроешь и новую "зеленую" генерацию вместо них не запустишь.

Да, во время полномасштабной войны об этом можно не думать. Но как только она закончится – проблема сразу станет актуальной. И как она будет решаться – сейчас неясно. Хотя от этого во многом зависит перспектива дальнейшего членства в ENTSO-E.

Ключевым здесь представляется ответ на вопрос "Получит ли Украина гранты и субсидии от Евросоюза за отказ от угольной энергетики – по аналогии с Польшей?".

Официальный Киев этот вопрос неоднократно поднимал до российского вторжения. Но тогда еврочиновники предпочитали дипломатично уходить от ответа.

Как уже отмечалось, сейчас ситуация изменилась. И есть основания надеяться, что в этом аспекте подход ЕС будет пересмотрен. Как и относительно присоединения Украины к ENTSO-E.

Виталий Крымов, "ОстроВ"

Статьи

Донецк
26.04.2024
16:00

Восстановление Донетчины: пока даже не в проекте, но...

Отношения власти и общественности никогда не были исключительно конструктивными, в Донецкой области в частности, прежде всего, из-за взаимного недоверия, нехватки опыта, несовпадения представлений о сотрудничестве и просто нежелания власти быть...
Страна
26.04.2024
10:51

Украинский металл: кажется, есть надежда

"Производственные результаты по итогам года могли быть выше, если бы импортная продукция из Китая не заходила в больших объемах на отечественный рынок, особенно когда в Украине производятся аналоги".
Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.
Все статьи