Украина и Россия: война убила торговлю

Преступное нападение России на Украину окончательно и бесповоротно зачеркнуло многолетнее партнерство в энергетике. Включая ядерную.

Госкомпания НАЭК "Энергоатом", управляющая работой всех 4 украинских атомных электростанций (АЭС), в середине марта заявила о полном отказе от российского ядерного топлива (ЯТ).

Основным и единственным поставщиком тепловыделяющих сборок (ТВС) для реакторов, установленных на Южноукраинской, Запорожской, Ровенской и Хмельницкой АЭС становится американская корпорация Westinghouse Electric.

Также прекратилась закупка российских нефтепродуктов (дизельного топлива, бензина, мазута, битума). Под вопросом остается только российский газ. Его украинские компании закупали на западной границе у европейских трейдеров.

"Росатом" - вслед за русским кораблем

WE потребовались серьезные инвестиции в адаптацию своих ТВС для реакторов ВВЭР-1000 и ВВР-440, установленных на украинских АЭС. Эти реакторы были разработаны еще при Советском Союзе и позднее модернизированы российскими ядерщиками.

Старший вице-президент WE по ядерному топливу и производству компонентов Хосе Эметерио Гутьеррес в мае 2016 г. говорил о десятках миллионов долларов, вложенных в разработку и внедрение необходимых инженерных решений.

Еще больше для этих целей понадобилось времени. Так, впервые ТВС производства WE были загружены в реактор Южноукраинской АЭС в 2005 г. – в тестовом режиме.

Тогда никто не мог предвидеть события, которые начались в марте 2014 г. и продолжились в феврале 2022 г. Предполагалось, что заход американцев на украинский рынок ЯТ всего лишь избавит "Энергоатом" от монопольного ценового диктата госкорпорации "Росатом".

Что россияне в таком случае просто станут более сговорчивыми. И не будут ломить за свои ТВС заоблачную цену по принципу "а куда вы денетесь с подводной лодки".

Иными словами, речь шла о диверсификации поставок ТВС, не более. Обычная рыночная стратегия любой крупной компании в любой сфере бизнеса.

Из чисто экономической сферы в политическую вопрос перешел в марте 2014 г., после аннексии Крыма и "русской весны" на Донбассе (читай: прямого военного вмешательства.

Тем не менее, даже после этого кооперация с "Росатомом" продолжалась, пусть и не в прежнем объеме.

Развязанная Россией война на Донбассе поставила жирную точку на строительстве в Украине завода по фабрикации ЯТ (по этому проекту стороны в 2013 г. успели подписать межправительственное соглашение).

Но закупка российских ТВС все равно продолжалась. При этом "Росатом" сохранял доминирующие позиции – несмотря на то, что WE с 2016 г. удалось подвинуть конкурента.

Конечно, на самом деле расклад здесь немного другой – поскольку для инфографики использовались данные Гостаможслужбы об импорте ЯТ в денежном эквиваленте.

В действительности же НАЭК "Энергоатом" и WE проделали огромную (прежде всего инженерную) работу. Поэтому как результат, к началу февральского вторжения 2022 г. 6 из 15 энергоблоков украинских АЭС уже использовали американское топливо для производства электроэнергии.

Х.Э.Гутьеррес еще в 2016 г. заявлял о готовности Westinghouse обеспечить ЯТ для всех 13 украинских энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000 (адаптация американских ТВС для ВВР-440 еще продолжалась).

Поэтому технических проблем (включая вопросы ядерной безопасности) из-за отказа от импорта российских ТВС нет. Вопросов с производственным обеспечением этого решения тоже быть не должно.

Приведенная выше инфографика дает представление о масштабах финансовых потерь "Росатома" после изгнания с украинского рынка.



Ненужный уголь

Поставки российского антрацита в Украину получили актуальность после образования марионеточных "ДНР"-"ЛНР", на территории которых оказалось большинство украинских антрацитовых шахт.

Одним из главных импортеров был ахметовский энергохолдинг ДТЭК, завозивший уголь для тепловых электростанций в Украине со своих шахт в Ростовской обл.

Только в июне 2021 г., т.е. спустя 7 лет после начала военной агрессии РФ против Украины, ДТЭК анонсировал продажу объединений "Сулинантрацит", "Донской антрацит" и шахтоуправления "Обуховское". В августе 2021 г. сообщалось о продаже указанных активов.

Стоит отметить, что реальный покупатель остался неизвестным. Права собственности перешли к зарегистрированной на Кипре оффшорной структуре Valleyton Investments Ltd.

Теоретически она может быть связана с самим Р.Ахметовым – который таким образом снимает репутационный риск от наличия бизнеса в стране-агрессоре.

Однако основные объемы импорта из РФ приходились на коксующийся уголь. Его основными потребителями также были предприятия Р.Ахметова – металлургические заводы и комбинаты.

После блокады Мариуполя и уничтожения его производственной инфраструктуры, включая комбинат "Азовсталь" – необходимости в зарубежных поставках коксующегося угля уже нет.

Или она минимальна. У ахметовского "Метинвеста" в работе остаются только "Запорожсталь" и "Каметсталь" (ранее – Днепровский меткомбинат, г.Каменское Днепропетровская обл.).

Для них достаточно ресурса из принадлежащего "Метинвесту" шахтоуправления "Покровское" – крупнейшего в Украине добытчика коксующегося угля.

В крайнем случае компания Р.Ахметова может последовать примеру "АрселорМиттал Кривой Рог". Этот меткомбинат несколько лет назад отказался от закупок в РФ и перешел на коксующийся уголь из Казахстана и Польши.

По итогам 2021 г. импорт угля из РФ в Украину вырос на 15%, до $1,545 млрд. Это те деньги, которых российские угольщики лишились из-за своего президента.

Стоит отметить, что ранее (начиная с 2014 г.) закупка любой продукции в РФ тоже не приветствовалась. Но она постоянно имела место - вопреки официальной позиции Киева.

Например, нынешний министр инфраструктуры Александр Кубраков публично заявлял, что российского битума не будет на украинских дорогах в рамках президентского проекта "Большое строительство".

Однако, по данным консалтинговой группы "А-95", поставки в Украину в 2020-2021 гг. осуществляли, в частности, Новошахтинский нефтеперерабатывающий завод (Ростовская обл.) и Рязанский завод битумных материалов – принадлежащий подсанкционной госкомпании "Газпром нефть".

Сейчас ситуация иная: российский импорт действительно перекрыт наглухо. Во-первых, полностью прекращено железнодорожное сообщение между странами.

Украинские войска 26 февраля взорвали ж.-д. пути, связывающие украинскую железную дорогу с российской – чтобы заблокировать доставку военной техники и личного состава вражеской армии.

Во-вторых, доставку грузов в Украину морским путем блокируют сами россияне при помощи своего Черноморского флота.



Газовый вопрос

Как ранее отмечал "ОстроВ", преодолеть зависимость Украины от российских и белорусских нефтепродуктов в условиях войны оказалось довольно просто. Сложнее с газом.

Глава президентского офиса Андрей Ермак 21 марта призвал Евросоюз объявить эмбарго на российский газ. Однако пока не совсем ясно, готова ли к такому сценарию сама Украина.

Поскольку импортируемый через западную границу ресурс – российский. Просто покупается не напрямую у госконцерна "Газпром", а у его европейских клиентов.

В Украине есть собственная газодобыча. Ее хватает для населения и предприятий ЖКХ. Но для промышленности газ приходилось импортировать. И по факту иного источника сейчас просто нет.

Танкеры со сжиженным газом из стран Персидского залива в Черное море не пропускает Турция, мотивируя это соображениями безопасности (и оставим пока за скобками вопрос снятия блокады украинских портов российским военным флотом).

Газопровод Baltic Pipe, по которому норвежский газ пойдет в Польшу через Балтийское море, планируется запустить в эксплуатацию совсем скоро: в январе 2023 г.

Но его пропускная мощность – всего 10 млрд м3 в год. Она не рассчитывалась под поставки в Украину. Иными словами, этого газа хватит только полякам.

Похожая ситуация с азербайджанским газом. Его относительно немного (добыто 23 млрд м3 по итогам 2021 г.) и этот объем полностью законтрактован европейскими компаниями.

Возможности для увеличения производства на крупнейшем каспийском месторождении Шах Дениз – отсутствуют. У правительства Азербайджана есть планы по освоению новых газовых месторождений и наращиванию добычи до 50 млрд м3 к 2026 г.

Но пока они только на бумаге. То же самое относится и к планам Германии построить терминалы для приема ближневосточного и американского сжиженного газа.

Соответствующие документы подписаны в начале марта немецким госбанком KfW, энергоконцерном RWE и голландской Gasunie – пока на уровне меморандума. Не коммерческого контракта.

Впрочем, по данным информагентства dpa, €3 млрд для этого KfW уже выделил. Но это лишь первая стадия, весь проект предполагается реализовать за 10 лет.

Т.е. перспектива здесь достаточно отдаленная. А очередной отопительный сезон в Европе и Украине начнется через полгода. И потребность в газе резко возрастет.

К сожалению, Украине отказаться от газового импорта все же проще. Из-за того, что часть промышленных предприятий уничтожена агрессором. Либо остановлена.

И тут уже все будет зависеть от возможности восстановления производства (а президент Владимир Зеленский на совещании 7 апреля потребовал от Кабмина приложить все усилия для возобновления работы крупных промпредприятий).



Виталий Крымов, "ОстроВ"

Статьи

Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.
Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Все статьи