Сладкая отрава

В Украине живет много хороших кондитеров, а еще больше тех, кто потребляет их продукты. Все мы, время от времени, балуем себя кусочком вкусного торта. Любим попить чайку с пирожными и другими сладостями. Чего уж тут греха таить, Украина – страна сладкоежек. Причем украинцы настолько сладкоежки, что не могут, отправляясь куда-нибудь в путешествие, скажем, в пределах бывшего СНГ, не взять с собой «Киевский торт». Это стало хорошей, доброй традицией – везти с собой в подарок из Украины произведения кондитерских дел мастеров.

Но многие ли знают, что одна из самых распространенных и, пожалуй, наиболее опасных форм отравления – пищевая? А многие ли знают, что, к примеру, «Киевский торт» с момента его изготовления на фабрике имеет срок годности всего 48 часов? А задумывались ли вы над тем, что может с вами произойти в случае отравления этим самым тортом? И что может произойти с вашими близкими, друзьями родственниками, детьми? Исход пищевого отравления может оказаться летальным.

Если вы обо всем этом не задумывались, то вместо вас задумался «Обозреватель», который в связи с участившимися прецедентами отравления тортами решил начать свое тематическое расследование.

Согласно информации, которая оказалась в нашем распоряжении, мы раскроем теневую схему одного из монополистов кондитерского рынка в Украине, а также представим вашему вниманию доказательства, которые в дальнейшем уберегут вас и ваши семьи от отравлений, а возможно, и спасут вам жизнь.

«Киевские торты» - опасны для здоровья

Не так давно среди тех, кто отравился «Киевским тортом», к несчастью реализаторов данного товара, оказался известный киевский адвокат и правозащитник Сергей Осыка, который ранее защищал права генерала Пукача в деле об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе.

Как рассказал нам сам Сергей, 14 марта 2010 года он, пребывая в Донецке у друзей, утром купил в одном из супермаркетов «Киевский торт», и разделил его с друзьями. Уже под вечер у юриста и его друзей началась тошнота, рвота, в общем, резко ухудшилось самочувствие, после чего они обратились в больницу. По итогам обследования врачи установили диагноз – «пищевое отравление». То есть торт был просроченным, а учитывая то, что помимо Осыки отравились тортом еще и трое его друзей, то сомнения насчет того, что возможно отравились они чем-либо другим, автоматически рассеялись.

Тот момент, когда Сергей Осыка с друзьями испробовал торт, стал началом длинной и очень запутанной истории, в которой «Обозреватель» попытается разобраться. История длинная, потому что единичный случай вскрыл целые пласты нарушений на сегодняшний день недобросовестных предпринимателей на территории всей Украины.

На коробке торта, который купил Осыка, было кустарным способом (на коробке наклеенный кусочек бумаги, где указывалась дата изготовления), с нарушением требований нормативных документов (то есть не непосредственно на коробке) указано, что якобы дата его изготовления 14.02.2010 года. По словам адвоката Осыки, «учитывая то, что расстояние между городами Донецк и Киев составляет более 800 километров, можно прийти к выводу, что дата изготовления никак не может быть 14 марта».

(Для увеличения кликните на изображение)

После проведения экспертизы торта Донецкой городской санитарно эпидемиологической станцией, установлено, что в образце присутствует условно-патогенная микрофлора.

Естественно, Осыка, как один из самых успешных в Украине юристов, обратился в суд с иском к ПАО «Киевская кондитерская фабрика «Рошен», к супермаркету «Варус» и к посреднику СПД Зелькин, что в итоге и натолкнуло нас на мысль провести свое независимое расследование. Исковые требования адвоката Осыки исчисляются суммой в 1 млн гривен за нанесенный ему моральный ущерб, а также материальный в размере 87,39 грн (стоимость торта).

В разговоре с «Обозревателем», а также в судебном иске Сергей Осыка утверждает, что «Киевские торты» «Рошен» являются опасными для жизни и здоровья населения Украины, и нарушают предусмотренные законом права для жизни и здоровья, как моей, так и других потребителей».

На следующий день после дегустации торта юрист Осыка обратился в Службу защиты прав потребителей и другие инстанции. По месту продажи тортов была надлежащим образом произведена проверка, с исходящими результатами и выводами. Было установлено и зафиксировано реализацию товаров, качество которых не отвечало нормативным документам, и которые реализовывались с нарушением законодательства о защите прав потребителя.

В магазине было обнаружено большое количество таких тортов, на которых отсутствувала необходимая, доступная, достоверная и своевременная информация о товаре, что, по мнению сотрудников Главного Донецкого областного управления по делам защиты прав потребителей, «лишает покупателя осознанного и компетентного выбора».

На обнаруженных проверкой тортах (львиную долю которых составляют именно произведенные ПАО «Кондитерская фабрика «Рошен») вообще (!) отсутствовала дата изготовления, а также документы, которые подтверждают качество и безопасность продукта. По итогам проверки было снято с реализации около двух сотен тортов, и это только в одном магазине.

В объяснении к протоколу об административном правонарушении представительница супермаркета написала, что «поставщик (СПД Зелькин. – Прим. авт.) осуществил поставку товара без даты изготовления, а приемщик при приеме товара не досмотрел. Документы, подтверждающие качество были предоставлены, но поскольку на товаре нет даты изготовления, сопоставить даты невозможно, в данном случае документы являются недействительными».

В распоряжении «Обозревателя» оказался документ, который предоставлялся посредником (СПД Зелькин) между кондитерской фабрикой и магазином, как подтверждающий качество.

(Для увеличения кликните на изображение)

На документе четко видна дата - 16 марта 2010 года, хотя проверка производилась днем ранее, 15 марта, а торт был куплен 14-го. То есть этот документ «подтверждает» качество еще неизготовленных тортов!

«Обозреватель» решил сопоставить этот сертификат качества с тем, который нам любезно предоставили работники официального магазина кондитерской фабрики «Рошен» в Киеве.

При сравнении сертификатов можно сделать вывод, что документ, предоставляемый СПД Зелькин, – самый что ни на есть «липовый». В этом легко убедиться, сравнивая печати. Также из этого же документа стало известно, что торты СПД Зелькин покупает тысячами.

В данной истории можно разглядеть целый букет нарушения законов. Учитывая тот факт, что, некоторые торты столичной кондитерской фабрики «Рошен» поставлялись в магазины Донецкой области вообще без маркировки. Тут легко просматривается нарушение: ст. 20 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов», согласно которому, лицам, которые занимаются деятельностью по изготовлению и введению в оборот пищевых продуктов, запрещается изготовлять и/или вводить в оборот небезопасные, непригодные к употреблению или неправильно маркированные пищевые продукты; ст. 27 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов», согласно которой, пищевые продукты, изготовленные в Украине, должны быть безопасными, пригодными к употреблению, правильно маркированные и отвечать санитарным мерам и техническим регламентам.

Также немаловажно - Законом Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов», установлено, что безопасный пищевой продукт – это пищевой продукт, который не создает вредного влияния на здоровье человека, непосредственно или косвенно.

По мнению Сергея Осыки, вопреки этим и другим нормам «Рошен» произвел, а СПД Зелькин и супермаркет реализовали небезопасный и неправильно маркированный продукт, после чего был причинен вред здоровью.

Всех обвинений, которые юрист изложил в исковом заявление, ответчики ПАО «Киевская кондитерская фабрика «Рошен» и предприниматель Зелькин Евгений Борисович, не признают и возражают против удовлетворения иска в полном объеме.

Интересная получается ситуация. «Рошен» в своем возражении ссылается на то, что его продукция изготовлена согласно с действующей нормативной базой и проходит по всем стандартам. Зелькин же в свою очередь тоже отрицает против иска, ссылаясь на то, что Осыка не доказал свой иск, как того требует закон. То есть, по их логике, получается, что во всем виноват супермаркет.
Отбиваясь от обвинений в том, что на тортах неправильная маркировка (в некоторых случаях она вообще отсутствует), «Рошен» ссылается на то, что «при изготовлении тортов маркировка на тортовых коробках осуществлялась фабрикой исключительно принтером (маркиратором), который введен в эксплуатацию в установленном законом порядке», на что якобы имеются соответствующие акты.

«Обозреватель», ознакомившись с судебными материалами, пришел к выводу, что «Рошен» хочет переложить вину на третье лицо, что в принципе и неудивительно, особенно учитывая доброе и хорошее имя на рынке. Своих позиций уж точно терять никто не желает.

Так юристы фабрики обосновывают свою невиновность: «На поданной Осыкой копии коробки торта «Киевский» производства ПАО «Киевская кондитерская фабрика «Рошен» в участке коробки под наклеенной бумагой невооруженным взглядом четко заметны остатки фабричной маркировки принтером (маркиратором) кондитерской фабрики «Рошен», из которого можно сделать вывод, что торт был изготовленный 03 числа (номер месяца невозможно идентифицировать). Не трудно сделать обоснованный вывод, что торт, скорее всего, был изготовлен 03.02.2010 года, а наклеиванием кусочка бумаги, на котором указана дата изготовления, торту в такой дикий и очевидно незаконный способ неизвестные лица «продлили жизнь» (срок годности)».

То есть получается, что «Рошен» не отрицает того, что супермаркетом реализовывались просроченные продукты их производства. Но кто именно сделал наклейку, они якобы не знают. Вариантов всего два. Первый – ЧП Зелькин. Второй – супермаркет. Напомним, что торт был куплен 14.02.2010, а срок его годности – 48 часов с момента изготовления.

Но это вовсе неважно, кто наклеил на торт наклейку с поддельным сроком годности, ведь были и такие коробки, на которых вообще не было маркировки.

По информации источника «Обозревателя», стало известно, что случай с адвокатом Осыкой – это давно сформировавшийся треугольник, который на протяжении долгих лет позволяет производителю реализовывать торты не должного качества и при этом оставаться в рамках закона. «Тот треугольник, в который попал Осыка, – это маленькая часть большой схемы», - уточняет источник.

Разоблачение теневой схемы

Схема функционирует следующим образом. Всем известная фабрика «Рошен», которая производит свою продукцию в столице, в частности торты, чтобы не брать на себя вес тяжести ответственности за отравления людей, работает с подставными фирмами. Так вместо того, чтобы, скажем, открыть свое официальное представительство в каждом из регионов, компания пользуется услугами предпринимателей, которые реализуют товар торговым сетям на основании договоров. То есть существует договор, к примеру, с компанией «Рошен» на отгрузку определенного количества тортов, некому СПД Зелькин, которые предприниматель на постоянной основе поставляет в магазины Донецкой области, и с которыми также работает на основании договоров. Как только Зелькин забирает торты в Киеве на фабрике, сразу же заканчивается ответственность предприятия (производителя) и можно смело неделями и месяцами «парить» некачественный товар.

Как утверждает источник «Обозревателя», «Зелькин снабжает тортами торговые сети по всей Донецкой области, а возможно, охватывает и другие восточные регионы». «Обозреватель» решил проверить эту информацию. Используя хитрость, мы позвонили в отдел реализации, номер телефона которого узнали на официальном сайте компании. Представившись предпринимателем, у которого якобы есть своя сеть маленьких магазинов в Донецкой области, мы спросили – как можно на постоянной основе покупать торты? На что менеджер компании, который отвечал на звонок, нам официально порекомендовал обратиться к СПД Зелькин.

Звонили мы еще несколько раз и спрашивали о других регионах. Практически всегда нам советовали конкретного предпринимателя и давали его контактные данные. Это дает основания полагать, что по Украине работает целая сеть по реализации кондитерской продукции, состоящая из подставных фирм.

Впрочем на уровне закона это очень сложно доказать, а точнее - практически невозможно. Но это в принципе и не наше дело, а проверяющих и судебных органов, которые еще должны поставить точку в этой истории.

«Обозреватель» лишь попытался донести информацию, которую необходимо знать потребителям по всей Украине, ведь самыми большими сладкоежками являются дети, а здоровье детей должно быть приоритетом у государства. Ну, а взрослые покупатели обязательно должны смотреть на срок годности и на то, не наклеена ли там кустарным способом наклейка, которая продлевает жизнь сладостям.

"Обозреватель"

Статьи

Страна
29.03.2024
10:18

В Крыму становится страшно: растет популярность страхования от БПЛА

...Эти выплаты никто не увидит, так как нет законодательной базы. Если они страхуют от террористического акта, то должно быть решение о возбуждении уголовного дела по соответствующей статье и так далее. Все остальное – красивые слова и обещания,...
Луганск
27.03.2024
17:45

"Бери и делай!" Как переселенцу начать зарабатывать в новой нише на новом месте

"Надо осознавать, что почти никто на новом месте не начинает действительно с абсолютного "нуля" - потому что у вас есть образование, опыт, личные ценности и тому подобное. Все это уже есть у человека, является неотъемлемой частью его бытия"
Страна
27.03.2024
12:46

Валютный вопрос, или Как олигархи споткнулись об Нацбанк

Дальнейшее снижение курса гривни окончательно добьет потребительский спрос, который в условиях полномасштабной войны и так уже давно "ниже плинтуса". Ну а "мертвый" потребительский спрос – это "мертвая" экономика.
Все статьи