Наши героини до войны работали в Донецке - в национальных театрах Украины. Спектакли, гастроли, репетиции - все шло своим чередом. До определенного момента, оказавшегося переломным. И они вынужденно поменяли место жительства, дом, работу. Но сегодня они снова в рядах национальных театров и выступают для жителей Украины. «Голос Донбасса» в столице Она всегда улыбается. Излучает позитив и радует теперь уже столичных зрителей своим голосом. В той жизни, еще в Донецке, у нее были первые вокальные партии в музыкально-драматическом театре, для нее ставили спектакли, намечались новые проекты всеукраинского масштаба. Но обстоятельства оказались другими. И переехав в Киев, заслуженная артистка Украины Любовь Доброноженко открыла для себя новые горизонты, в частности на сцене Национального драматического театра им. И.Франка. «Я уезжала на две недели, в уверенности, что вернусь домой. Но на всякий случай захватила с собой кошку. Фактически все уже выехали, и было мало людей, поэтому кормить ее было некому», - вспоминает актриса, спустя 2,5 года. Тогда решение об отъезде они с супругом приняли буквально за минуту. Держаться уже не было сил, а за детей: десятилетнюю Вику и шестнадцатилетнего Славика было очень тревожно. Они успели уехать в последний день работы железнодорожного донецкого вокзала. Сначала они поехали к ее маме в Черкассы, а потом на пару недель – отдохнуть на берегу Днепра. Надеялись, что все наладится на Донбассе. Но снова вернулись в Черкассы и пробыли там до ноября. Потом взяли курс на Киев. В столице с жильем семье помогли друзья. С работой было немного сложнее. Однако Люба, имея немалый опыт и прекрасные сценические данные, смогла получить ставку в театре им.И.Франка. А вот дети адаптировались к столичной жизни по-разному. Младший ребенок – Вика до сих пор скучает по Донецку и Черкассам. «Дочке хочется вернуться в свою комнату, домой, это ее родина. Киев же она считает очень шумным, хотя уже немного привыкла. Если бы сейчас был выбор: Киев или Черкассы, она с удовольствием вернулась бы в Черкассы, ей там больше нравится», - говорит Люба. Поэтому, если у мамы гастроли там, обязательно дочка всегда рядом. А вот сын адаптировался в столице – стал студентом и небезуспешно работает. В национальном театре им. И. Франко бывшая дончанка задействована в нескольких спектаклях. Выигрышная выразительная внешность, проникновенная актерская игра и главный ее козырь - сильный вокал - все в комплексе позволяет ей создавать неповторимые образы на сцене. «Каждый спектакль интересен для меня. Работа с новыми режиссерами – это и новые возможности профессионального роста, и полезный опыт. Шанс работать в этом театре дается немногим артистам, и я это ценю», - говорит Люба. По ее словам, коллеги - отзывчивые, помогают и поддерживают. В театре им. Франка она занята в спектаклях: «Три товарища», «Мама сказала «ні», «Наталка-Полтавка» и других. Изредка скучает по спектаклям из довоенной жизни. Там она проработала 15 лет. Еще до войны Люба представила в донецком театре бенефисный спектакль «Мария Каллас. Жизнь без любви» режиссера Анны Цыбань. Это была история оперной певицы через призму ее личных воспоминаний. Зрители раскупали билеты на два месяца вперед. «Если бы сейчас восстановить этот спектакль здесь в Киеве, на малой сцене, то он быстро нашел бы «своего зрителя»», - с ностальгией вспоминает актриса. Люба иногда приезжает с концертными программами на Донбасс, чтобы поддержать морально и духовно жителей. «Не нужно боятся Донбасса как мертвой зоны. Спектакли, концерты, программы – это необходимая поддержка для всех, кто там сейчас находится. Это внимание к ним, их помнят и ценят», - говорит актриса. Еще за эти 2,5 года Люба Доброноженко провела несколько сольных концертов в Черкасской филармонии. Ее выступления обязательно проходят в сопровождении симфонического оркестра. А на День Независимости в этом году она по приглашению заслуженного деятеля искусств Василия Василенко (тоже бывшего дончанина) выступала с президентским оркестром под управлением дирижера Анатолия Молотая. Колоссальная занятость объясняется просто – любовью к жизни и музыке. И куда актриса не приезжала бы, она сразу заражает всех своим оптимизмом и энергетикой. Или украшает цветами. Например, в Киеве возле своего дома Люба создала мини-палисадник. Как символ новой жизни. «С каждым днём всё больше понимаю, что жизнь прекрасна. Самое главное - не унывать. Жить!Любить! И идти только вперед, не оборачиваться», - уверена Любовь Доброноженко. Катя Томашек: искать «безупречный театр» - наивно «Она очень «породистая» девушка. Прекрасные данные, не знаю, чего она не солистка!», - прокомментировал Раду Поклитару выступление артистки балета бывшей дончанки Кати Томашек на одном из кастингов танцевального шоу. С ее данными реально можно быть первой примой балета. Но она за лаврами не гоняется. Тем более в их семье уже есть ведущий артист – супруг Виктор. Сейчас оба работают в одном из лучших театров Украины – Одесском Национальном академическом театре оперы и балета. До этого оба набирались опыта в Донецком национальном театре оперы и балета: Катя- 7 лет, Виктор – 5 лет. Тогда они планировали свою жизнь в Донецке, а перед самым началом войны собрались покупать свое жилье. «Когда начинались волнения в городе, тогда задумались, стоит ли спешить с покупкой квартиры. Плюс возникли вопросы по работе. У нас был запасной вариант – уехать переждать, но чтобы на совсем – нет, даже не думали», - вспоминает Катя. И тогда они взяли отпуск за свой счет и полетели на отдых. Спустя две недели вернулись. «Мы прилетели в Донецк, а через час аэропорт уже был захвачен. Это было удивительное везенье и шок одновременно», - рассказывает Катя. Ежедневный выход на работу превращался в испытание. Машину приходилось оставлять в гараже и ездить общественным транспортом. В целях безопасности. Когда перед окном их комнаты в общаге пролетел военный вертолет, а по ночам по улицам бродили люди с автоматами, останавливая любые машины, становилось жутко и страшно. Катя с Виктором собрали вещи и поехали в Киев – к родственникам мужа. Переждать. «Я тогда забрала все, что помещалось в автомобиль. Даже кухонную технику. И не зря», - говорит девушка. Прошел месяц, два. Тем временем ситуация в Донецке накалялась: обстрелы усиливались. В театре собирались на гастроли и требовали, чтобы они вернулись. Ребята отказались ехать. Чтобы не потерять форму, в Киеве они ходили на занятия в национальный театр оперы и балета. «Есть такая практика, что если ты ходишь заниматься, на тебя могут обратить внимание и взять в труппу. Но нам все время говорили – подождите еще. У меня сложилось такое мнение, что без связей или финансового подспорья в труппу этого театра попасть нельзя», - считает Катя. В октябре 2014 года проходил набор артистов балета в Одесский театр оперы и балета. Катя и Виктор поехали. Обоих взяли в штат театра, тем более, что они уже здесь были на просмотре несколько месяцев назад. По ее словам, профессиональная адаптация в Одесском театре прошла благополучно. В коллективе очень хорошо приняли. Здесь уже работает «целая плеяда из донецких артистов». Специфика работы здесь немного иная – у каждого артиста есть личный педагог, с которым он занимается. Плюс общие репетиции. «Ты можешь подготовить какую-то партию и предложить вышестоящему руководству. Таким образом, я показываю свой уровень, стремление к росту. В каждом театре есть свои плюсы и минусы. Искать «безупречный театр» - наивно и нецелесообразно. Надо просто уметь и хотеть работать», - говорит Катя. Когда супруги только переехали, были проблемы с арендой жилья. «Клеймо» донецкой прописки плюс любимая кошка «отпугивали» владельцев квартир. Повезло, что у мужа киевская прописка. О том, что они переселенцы, ребята особо не задумывались, да и не ощущали себя таковыми. «Мы не оформляли никаких справок ВПЛ, документов, не было необходимости», - говорит девушка. Однако, по ее словам, иногда наличие такой справки имеет своеобразный «эффект лояльности». Например, в больнице это бесплатная возможность сдать анализы или попасть прием к узкому специалисту. «Наверное, придется оформлять эту справку», - думает Катя. По ее словам, «донецких» иногда воспринимают так, что едва ли не приравнивают к сепаратистам. Мол, вы ж оттуда приехали, вы все такие. «Это неприятно. Иногда доходит до оскорблений. Особенно это ощущалось, когда у нас были донецкие номера на машине. Некоторые пытались «проучить» нас на дороге», - рассказывает девушка. В паспорте у Кати до сих пор донецкая прописка, но это не мешает ей заниматься любимым делом и зарабатывать себе на жизнь. В ее репертуаре партии Мерседес ("Дон Кихот" Л. Минкуса), Испанский танец и Большие лебеди ("Лебединое озеро" П. Чайковского), Индусский танец ("Баядерка" Л. Минкуса), Гудула ("Собор Парижской Богоматери" М. Жарра), Марджана ("1000 и 1 ночь" Ф. Амирова), Озе ("Пер Гюнт" Э. Грига). Но за главными ролями Катя не гоняется, потому что на первом месте для нее семья. И уже в этом году в семье ожидается пополнение. Ирина Голиздра, «ОстроВ» * Проект осуществляется при финансовой поддержке Правительства Канады через Министерство международных дел Канады