Донбасс шагает в пропасть?

Каких-то полгода назад во всем мире, казалось, не существовало более унылого региона, чем Донбасс. Вечная серость, промышленная грязь, тоска умирающих шахтерских поселков, где никогда больше не произойдет ничего хорошего. Кому могли быть интересны эти европейские задворки? Даже в дни Евро-2012 любители футбола из Европы тянулись в Донецк неохотно. Болельщики приезжали в город на один день скоростным поездом и старались не задерживаться ни на минуту. Если вы не сталкер и не диггер, который любит исследовать заброшенные шахтные стволы, в Донецке вам делать особенно нечего.

Сегодня Донецкая область мелькает во всех мировых новостях. Иностранные журналисты, наводнившие шахтерскую столицу, учатся правильно произносить незнакомые географические названия и имена. Наибольшие затруднения обычно вызывает «Краматорск». Настоящее наказание. Его как будто специально называли таким образом, чтобы где-то на подступах застряли не только вражеские танки, но и заплетались вражеские языки.

Донбасс теперь – настоящий центр мира. Здесь летают вертолеты, движется по полям бронетехника, на дорогах стоят баррикады с вооруженными и сюрреалистично одетыми людьми. Время от времени звучат выстрелы. Враждующие стороны несут потери, и бог знает, чем закончится все это безумие. Логики в происходящем нет никакой, никогда не мог подумать, что гражданские войны начинаются так глупо…

Война казалась мне прежде предельно понятным и простым событием – вот наши, вот враги, вот линия фронта. На картах военных действий территории, удерживаемые противостоящими армиями, всегда закрашивались в разные цвета. Одни отступают, другие наступают. На самом деле оказалось, что война – это шизофрения. Цепочка идиотских, невразумительных событий, в реальность которых поначалу совершенно трудно поверить. Война начинается из ничего, совершенно на пустом месте. Еще вчера люди ездили на работу в одном трамвае, толкались в одной очереди за шаурмой, совершенно не обращая друг на друга внимания, а сегодня встретились на двух противоборствующих митингах, и уже готовы резать и бить друг друга обрезками арматуры.

Донецкий регион, жители которого еще совсем недавно горячо убеждали всех в том, как важна стране стабильность, теперь движется прямиком в пропасть гражданской войны. Ситуация в области ухудшается с каждым днем, в городах царит безвластие, криминал орудует без всякого стеснения, люди гибнут, как в стычках с правительственными войсками и милицией, так и в результате уголовных налетов и расправ. После того, как милиция фактически самоустранилась от несения службы, по области прокатилась волна грабежей и страшных убийств. Только за одни сутки в Горловке застрелили двух человек в кафе, в Донецке в обменном пункте задушили беременную девушку, в Торезе налетчики ограбили заправку, в Константиновке сожгли редакцию местной газеты. В «дореспубликанские» времена столько кошмарных событий не происходило и за полгода.

В захваченном боевиками Славянске и вовсе творятся средневековые ужасы. В заложниках находятся журналисты и европейские наблюдатели, убиты двое похищенных ранее людей. Депутату Рыбаку из Горловки вспороли живот только за то, что он пытался заменить флаг ДНР на флаг Украины – не «Правого сектора» или «Свободы», а своей родной страны. Бог знает, сколько еще людей погибнет в самое ближайшее время…

Возможно, издалека, из России, «русская весна» выглядит романтично, но тут, в эпицентре событий, романтики откровенно немного. Чтобы понять, что это такое, российскому гражданину достаточно просто представить, что в одном из городов Российской Федерации вдруг захватили власть участники обыкновенного «Русского марша» - бородатые православные фанатики, родноверы, сталинисты, лимоновцы, бутафорские казаки, скинхеды из всевозможных «славянских союзов». То есть, звучит может и смешно, но только до первых перебоев с вывозом мусора у вас во дворе и до первого ограбленного магазина. К примеру, спиртное у вас могут изъять в рамках борьбы с «планом Даллеса». Компьютер - за подозрение в шпионаже. Криминальный элемент после начала последних событий буквально полез изо всех щелей, неуправляемые города без милиции – настоящий рай для темных личностей всех мастей.

Типичная участница пророссийских выступлений в Донецке

Ключевой вопрос – ради чего это все? – с каждым днем мучает все больше жителей области. В глаза бросается явный абсурд происходящего. Одно дело начинать войну, когда тебе в самом деле угрожает геноцид, тут уж выхода нет, само собой. Но совсем другое – погружать в хаос густонаселенный регион в битве с химерами. Война, в которую настойчиво втягивают Донбасс творцы Донецкой республики, очень бы понравилась Свифту, который описывал в своих «Путешествиях Гулливера» борьбу между двумя державами, столкнувшимися из-за спора с какой стороны нужно разбивать вареные яйца – с острой или тупой. Донецкие сепаратисты настойчиво заявляют о притеснениях жителей Донбасса по языковому и национальному признаку, при этом самые страшные факты, которые они приводят в качестве таковых – это украинский дубляж зарубежных фильмов в кинотеатрах и украиноязычные инструкции к лекарствам. Неужели из-за этого восставшие сепаратисты готовы умирать и убивать? Весьма странно, учитывая тот факт, что предыдущие годы украинский язык в кинотеатрах никто не смущал, и все тот же донецкий Янукович так и не отменил украинский дубляж, хотя имел на то все полномочия.

Лидеры нынешнего восстания как будто только очнулись от анабиоза. Тяжело объяснить иначе, почему все то, что окружало нас последние два десятилетия и давно уже воспринимается всеми, как обыденность, вдруг стало вызывать у них такое сильное негодование и агрессию. В Украине никогда не происходило ничего даже отдаленно похожего на расправы с русскоязычным населением. И вдруг все оказывается готовы лишиться гривневых сбережений, угробить промышленность, потерять в вооруженных стычках еще бог знает сколько людей – зачем?

Публика, подключившаяся к антиправительственному восстанию в Донбассе настолько разношерстна, что найти с ней общий язык и утихомирить этого сенобита, вырвавшегося из адского лабиринта, будет очень непросто. Среди восставших есть группы, контролируемые местными криминальными авторитетами, организации, подчиняющиеся кураторам из России, а также группы людей, вообще не подчиняющиеся никому и не признающие никаких авторитетов. Одни повстанцы готовы к переговорам с правительством, другие – нет. Одни хотят федерализации Украины, другие независимой Донецкой республики, третьи хотят жить только в составе России и никаких переговоров с «хунтой» не желают вести. Единства в рядах восставших нет. Все, что объединяет их – принадлежность к маргинальным слоям общества, низкий уровень образования и доходов и ненависть к Украине.

Представители Партии регионов, принимавшие посильное участие в организации бунтов в Донбассе, похоже, уже сами не рады тому, что начали. Контроль над ситуацией ими уже практически утрачен, о чем свидетельствуют последние приключения мэра Славянска Нели Штепы, которую сепаратисты «уволили» с занимаемой должности и взяли в заложницы, покушение на Кернеса в Харькове и готовящаяся отставка Хотлубея в Мариуполе. Люди на баррикадах называют регионалов «предателями» и слушать не хотят. Последний партийный съезд регионалов в Донецке прошел для них практически незаметно. Требования регионалов, которые они выдвинули Киеву, по мнению повстанцев, были слишком мягкими.

Ситуация по-настоящему сложная. И, очевидно, в Украине победителя в этом конфликте не будет, чем бы он не закончился. Донбасс рискует превратиться в очередное Приднестровье – квазигосударство в государстве со своими порядками и понятиями. Черную дыру на границе России и Европы, рай для контрабандистов и криминальных группировок, из которого будут стараться уехать все, кто только может. Украина получит очаг вечной нестабильности, многолетнюю нерешаемую проблему. Получит ее совершенно на ровном месте.

Вчерашний кошмар, избиение мирной демонстрации под украинскими флагами – очередной уверенный шаг в пропасть, к которой на всех парах несется наш регион. Безумное, ничем не оправданное событие, лишь усугубившее, углубившее раскол в обществе, непонимание, ненависть и страх. Что дальше? Непризнанная территория с мертвой промышленностью, потерявшей все мировые рынки сбыта?

По-видимому, в выигрыше останется только Путин, которому удалось остудить эйфорию от побед в Киеве национально-демократических сил. Конфликт в Восточной Украине играет ему на руку, так как подтверждает его собственные пророчества о беспорядках и гражданской войне, которая может вот-вот разразиться.

- Посмотрите, мол, до чего довела вас ваша демократия - как бы говорит Путин, отправляя в Украину «зеленых человечков», - Это вы сами виноваты, я не причем.

Станислав Кметь, «ОстроВ»

Присоединяйтесь к "ОстроВу" в Facebook, ВКонтакте, Twitter, чтобы быть в курсе последних новостей.

Статьи

Страна
22.11.2024
14:00

Украинская металлургия: вверх или вниз?

При ухудшении ситуации в Донецкой области из-за потери источников поставок коксующегося угля выплавка стали может сократиться до 3-4 млн т. Речь о Покровске.
Мир
21.11.2024
19:00

Политолог Константин Матвиенко: У РФ нет стратегического запаса, чтобы долго продолжать войну. Они выкладывают последние козыри

Ближе к ядерной войне мы не стали, это совершенно однозначно. Я уверен, что РФ не решится на ядерную эскалацию, что бы мы ни делали с дальнобойными ракетами США и других стран.
Страна
21.11.2024
18:00

«Рубеж» или последний рубеж?

«Рубеж» - это действительно рубеж возможностей Москвы в конвенциональном оружии.  Поэтому, ему лучше чтоб все думали, что у РФ есть такое оружие и боялись, чем знали это наверняка. Тем более, что количество  "Рубежей" может быть чисто...
Все статьи