ЛИКИ И ЛИЧИНЫ. Актуальность тем православного богословия для современной Украины

[U]беседа у рождественской елки[/U]

 
Одна из важнейших задач человека каждой эпохи – научиться отличать реальное от фальшивого, действительное от мнимого, правду от кривды. Это, возможно, и есть главная задача сохранения человека как индивидуума и биологического вида.
Особенно актуальной стала эта задача в современной Украине, где подделывают и фальсифицируют практически все: продукты питания и одежду, дипломы и деньги, удостоверения и печати, разрешения на застройку парков и акцизные марки, бензин и лекарства, водку и вино, результаты народного волеизъявления и даже Верку Сердючку. В Верховной Раде (обычное дело) голосуют за себя и за других, а одни законопроекты, незаметно для некоторых, подменяют другими. Иногда я думаю, что и сама держава у нас какая-то фальсифицированная, если она допускает это все. Или не может (не хочет?) победить.

Но сегодня я хочу говорить не о том, что вместо сыра украинец ест порой растительный жир, вместо колбасы – модифицированную сою, а вместо шоколадного торта – смесь какого-нибудь полиглицерина, стабисола и сорбата калия. Сегодня речь пойдет о фальшивках более высокого порядка - не из мира потребительных стоимостей, а из мира политики.
Здесь важно подчеркнуть: если отличить фальшивую водку от настоящей может любая сносно оборудованная лаборатория, то с политиками дело обстоит не так просто. Их не сдашь на проверку в лабораторию, хотя разочарования от их фальши - побольше, чем от кусочка "шоколадного" крысомора.
Так как же научиться отличать реальное от фальшивого в мире политики?
На мой взгляд, для решения этой задачи нужно выйти за пределы узко понимаемой политологии и обратиться к сокровищнице мудрости, накопленной человечеством, в т.ч. к трудам христианских богословов различных времен. 

 
[B]1. Оригинальность и подражательство в религиозной системе координат [/B]

Категории оригинала и копии, оригинальности и подражательства являются предметом разработки не только в рамках такой отрасли современного права, как авторское право, но и, гораздо раньше, явились предметом религиозного осмысления. Средневековая религиозная мысль и западного христианского (католического) мира, и византийского православия называла дьявола «обезьяной Бога», имея в виду то, что дьявол способен не на подлинное творчество и создание чего-то нового, а только на имитацию и подражательство, подобно тому, как обезьяна иногда подражает человеку. Уже тогда христианские богословы пришли к выводу: результаты такой имитации по качеству всегда хуже оригинала, а по статусу – ниже его. Подобно тому, как и обезьяньи движения и реакции – лишь ухудшенная, вызывающая, в лучшем случае смех, копия движений и реакций человека.

Не случайно в современной речи, говоря о том, что кто-то скопировал что-то, мы иногда говорим, что этот кто-то «собезьянничал». Например, музыкант X собезьянничал (т.е. фактически позаимствовал без спроса) такую-то мелодию у музыканта Y. Или, например, что нелегальные производители из Китая собезьянничали такой-то американский бренд. Соответствующий глагол, синоним глагола «копировать», есть не только в русском языке, но и в украинском: «мавпувати». Сходные выражения с «участием» обезьяны есть и во многих других языках.
Граница между таким заимствованием без спроса и понятием воровства весьма условна, и поэтому одно плавно переходит в другое. Итак, любой имитатор, действующий без разрешения или против воли владельца оригинала, в определенном смысле является последователем дьявола, мистическим вором, а, значит, и грешником.

Соответственно, выстраиваются две логические цепочки. С одной стороны: [B]божественное – оригинальное – лучшее – законное. [/B]
С другой стороны: [B]дьявольское – скопированное – ухудшенное – украденное, незаконное -  греховное – подлежащее наказанию.[/B] 

Характерно, что современное право светских государств, хоть и обходится без религиозной санкции, фактически тоже следует этой логике, объявляя незаконно изготовленные копии контрафактными, а контрафактную продукцию – незаконной. А также предписывает ее конфискацию и, во многих случаях, последующее уничтожение - так же, как и, например, уничтожение испорченных и непригодных к употреблению товаров, могущих навредить здоровью человека.  

А теперь попробуем проанализировать с этих позиций некоторые события и феномены общественно-политической жизни Украины недавнего десятилетия. Например, Оранжевую революцию.
Одним из известнейших феноменов Оранжевой революции стал Майдан. Майдан-2004 был многоплановым явлением, в т.ч. формой протеста людей против социальной несправедливости времен правления Леонида Кучмы.
Во-первых, такая форма протеста соответствовала национальной украинской народно-демократической традиции, идущей еще от старинных городских вече и казацких рад.  И в этом смысле ее можно назвать [B]оригинальной[/B], т.е. опирающейся на многовековой и аутентичный народный опыт.
Во-вторых, Майдан был не только формой протеста против несправедливой системы, но и формой объединения людей вокруг значимой для всех идеи, в частности, идеи человеческого достоинства и стремления к лучшей жизни. Иначе говоря, в Майдане-2004 присутствовал не только элемент протеста, или отрицания, но и элемент взаимной поддержки людей, или позитива. Не случайно доминирующие теплые цвета Майдана – оранжевый и насыщенный желтый – излучали солнечную энергию, издавна ассоциировавшуюся у многих народов мира [B]с жизнью[/B]. Это было замечено многими. Да и место, даже чисто в географическом смысле, Майдан занимал центральное – не просто в столице, а в самом ее центре (так и Солнце занимает центральное место в Солнечной системе).
Во время событий Оранжевой революции, но на несколько дней позже оранжевого Майдана, власть попыталась организовать некий свой майдан, или антимайдан, ориентированный на поддержку кандидата в президенты В. Януковича. Было понятно: это было [B]подражательство[/B] Майдану-оригиналу. И, как и всякое подражательство, идущее против воли создателя оригинала (в данном случае – народа), оно было [B]ухудшенной копией[/B] оригинала, обезьянничеством, искусственной, механической имитацией.

На «майдане», поддерживавшем власть Кучмы и премьер-министра Януковича, доминировали холодно-синие и темно-унылые цвета, продержался он гораздо меньше по времени, да и физиономии мрачнобыких братков явно не излучали доброты и человеколюбия. Расположился он на отшибе, возле вокзала, даже этим невольно подчеркивая свой привнесенный извне, чуждый для Киева характер. Различались и методы сбора участников на эти два митинга: если на оранжевый Майдан люди ехали и собирались по зову души, и обычно сами несли материальные тяготы поездки и пребывания, то на провластный «майдан» участников, как правило, подвозили специально выделенным транспортом и по указанию, так сказать, ответственных товарищей. К слову, нечто подобное мы наблюдаем и сейчас, во время известных событий 2013 г.   

Итак, оценивание Майдана и антимайдана 2004 г. в обозначенных выше смысловых координатах дает нам довольно четкую картину. Оранжевый Майдан был событием-оригиналом, т.е. событием, идущим из недр народной жизни, коллективным, народным творческим актом. Антимайдан был событием-фальсификатом, событием-контрафактом.
Соответственно, к каждому из этих общественно-политических феноменов применима соответствующая цепочка определений. Люди, собравшиеся на оранжевом Майдане, вписываются в цепочку: оригинальное, реальное, настоящее – божественное - лучшее – законное.  
Соответственно, антимайдан – это нечто скопированное, вторичное. Оно также: ухудшенное (по сравнению с оригиналом) – украденное, мистически воровское, незаконное – греховное – дьявольское.

Несмотря на большую (и уже тогда видимую) политическую наивность многих участников Майдана-2004 и неискренность ряда примкнувших политических персонажей, его [B]победа в духовном плане состоялась[/B]. Это была победа оригинального начала над фальсификатом и фальсификаторами, победа народа над мистическими ворами. Эта большая духовная победа означала утверждение закона в его первичном, высшем, сущностном, а не формально-бюрократическом и подверженном чиновничьим манипуляциям, смысле этого слова, и поэтому несла в себе большой жизнеутверждающий заряд.
Кстати, не следует забывать, что первоначальным толчком, выведшим людей на улицы, в 2004-м как раз и стала идея борьбы с фальсификацией результатов народного волеизъявления, что лишний раз подтверждает сказанное. 

К сожалению, при всей значимости народной победы, достигнутой в 2004 г., и при всем ее оздоровительном влиянии на общественно-политическую жизнь Украины, которое ощутил, наверное, каждый порядочный человек, силам беззакония вскоре удалось совершить реванш, используя слабость личности того, кто в 2005 г. уселся в президентское кресло благодаря народной поддержке.

[B]2. Бесхребетность как свойство нечисти [/B]

Такое качество личности, как бесхребетность в значении безвольность, издавна является одной из тем православных богословских учений, которую затрагивают как древние авторы, так и наши современники.
Скажу сразу: в книгах по богословию речь, как правило, не идет о политике, тем более о политике украинской. Однако некоторые места этих текстов, с моей точки зрения, могут нам очень пригодиться для решения обозначенной выше задачи - научиться отличать реальное от фальшивого.
Возьмем одну из книг, изданную в наши дни в Московском Сретенском монастыре. Ее автор - протопресвитер Александр Киселев, который пишет о православных иконах.
Протопресвитер Александр, как можем судить из его труда – человек широкого кругозора, знакомый с десятками или даже сотнями источников, относящихся не только к христианскому учению как таковому, но и к религиозным и философским воззрениям некоторых древних, дохристианских цивилизаций. «…Как немецкие предания, так и русские сказки, – пишет протопресвитер Александр - признают нечистую силу пустою внутри, корытообразной или дуплообразной, без станового хребта – этой основы крепости тела, лжетелами и, следовательно, лжесуществами; напротив, бог начала реальности и блага, бог Озирис изображается в Египте символом джеду, в котором усматривают как основное значение схематически изображенный становой хребет Озириса: злое и нечистое лишено хребта, т.е. Субстанциальности, а доброе реально, и хребет его есть самая основа его бытия».
Действительно, вспомним: практически во всех известных нам с детства сказках нечисть изображается то ли в виде старого, трухлявого в середине пня, то ли выползающей из какой-то расщелины, мрачной пещеры или дупла. А баба Яга обычно сидит в ступе – тоже, можно сказать, в полости, выдолбленной в дереве.
Персонажи народной украинской демонологии – мавки, навки или нявки, они же [I]бісиці[/I], известные западным славянам (лужичанам, чехам и полякам) как majky или nejky – изображаются так: «выглядят спереди как девушки, а сзади тело отворено и видно утробу» (цитирую исследователя Гнатюка в моем переводе на русский). 

Кроме того, сказочная нечисть обычно представляется наблюдателю в виде какого-то марева - зыбкого, нестойкого изображения, скорее, чего-то привидевшегося и полуиллюзорного, чем реального. Во многих случаях нечисть скорее мерещится или снится, чем выступает явно. Стоит взойти утреннему солнцу да пропеть петуху – от нее, как правило, не остается и следа.

В общем,  [B]нечисть бесхребетна[/B], зыбка, во многих случаях неуверенна, бледна, немочна (расхожее выражение: бледная немочь). Нечисть, говоря по-украински, [I]непевна[/I]. В украинской народной демонологии имеется даже персонаж, который так и называется – [I]непевний[/I]. Есть и пословица: [I]«упир і непевний – усім відьмам родич кревний»[/I]. 

А теперь давайте отложим сказки и перенесемся в современную украинскую политику. Если говорить о персонажах новейшей украинской истории, то при разговоре о бесхребетности и безволии первым делом вспоминается экс-президент Украины Виктор Ющенко. Не знаю, как там в социологических опросах, но среди многих десятков моих собеседников разных лет и в разных регионах Украины [B]самые первые слова, которыми характеризуют Виктора Ющенко абсолютно разные люди – это безволие и бесхребетность.[/B] Все остальное (его непоследовательность, неисполнение обещаний, предательство идей Майдана, склонность к пустопорожним разговорам, cибаритство, лень, пчелы, привычка опаздывать и т.д.) идет уже потом. Примечательно, что о бесхребетности и безволии Ющенко одинаково говорят и его жесткие критики, и его немногочисленные сторонники.
Думаю, что в случае с Виктором Ющенко мы имеем дело с редким, но очень наглядным и поучительным примером особого типа явления – политической нечисти, которая, судя по событиям недавних десяти лет, существует не только в сказках.

[B]3. Лица и маски[/B]

Православное богословие проводит четкое, уходящее корнями вглубь религиозного учения, разграничение между понятиями лица и маски, лика и личины.
Из произведений известного румынского православного мыслителя, протоиерея Думитру Станилоаэ можно сделать вывод о том, что личность человека не есть что-то замкнутое в себе. Человек, созданный по образу и подобию триединого Бога, может уподобиться Творцу и спастись только как участник межличностных отношений. Для этого нужно «преодолеть монологичность существования» и от монолога перейти к диалогу и «к триалогу». А для этого лицо человека не должно быть маской, но должно быть именно живым лицом. Маска же препятствует подлинному общению между людьми и, следовательно, их спасению.    
По сути, о том же пишет и упомянутый выше протопресвитер Александр: «Лик есть осуществленное в лице подобие Божие... и преобразившие свое лицо в лик возвещают тайны мира невидимого без слов, самим своим видом». И продолжает: «Полную противоположность лику составляет слово личина. Первоначальное значение этого слова есть маска, ларва…», т.е. «нечто подобное лицу, похожее на лицо, [B]выдающее себя за лицо и принимаемое за таковое, но пустое внутри[/B] (выделено мною – Е.С.) как в смысле физической вещественности, так и в смысле физической субстанциональности…»

Обратите внимание, уважаемые читатели: размышляя вместе с православными богословами об отличии лица от маски, мы снова подошли к вопросу о пустоте - о субстанциональной пустоте маски, а, значит, подошли, только с несколько иной стороны, к проблеме нечисти.
Итак, всё, лживо выдающее себя за кого-либо или за что-либо, является маской, т.е. чем-то субстанционально пустым, а значит, и нечистым. Можем снова построить логическую цепочку: подделка, имитация - маска – пустота – нечисть.

Кстати, у некоторых индейских племен северо-восточной части Соединенных Штатов и пограничных с ними районов Канады бытует представление о т.н. фальшивых мордах. Фальшивые морды - это персонажи демонологии североамериканских индейцев, разновидность нечисти, которая вселяет необъяснимый животный страх в путника, путешествующего через лес или иные незаселенные людьми места.
Когда я несколько лет назад узнал о «фальшивых мордах» индейской демонологии, мне почему-то подумалось о некоторых политиках Украины. Впрочем, не только ее…

[B]4. Лжереальность нечисти и ее дел [/B]

В трудах богословов можно найти древние названия масок – [I]πρόσωπογ[/I] в греческом, [I]larva, persona[/I] в латыни.
«Характерно, что слово larva получило уже у римлян значение астрального трупа, «пустого» - inanis, бессубстанционального клише, оставшегося от умершего, т.е. темной, безличной вампирической силы, ищущей себе для поддержки сил и оживления свежей крови и живого лица, которое эта астральная маска могла бы облечь, присосавшись и выдавая это лицо за свою сущность. Замечательно, что в учениях самых различных даже терминологически выражается вполне единообразно основной признак – лжереальность этих астральных останков: в частности, в каббале они называются «клипот» - шелуха, а в теософии – «скорлупами» - пишет протопресвитер Александр.

Итак, лжереальность астральных останков… Посмотрите, как быстро ушло все, что было сделано руками Ющенко или при его власти. Награждение Степана Бандеры, совершенное гарантом буквально в последние дни жалкого президентства, вскоре было обжаловано в судебном порядке и отменено. Легко, росчерком судейского пера, без видимого сопротивления с чьей-либо стороны и без массовых протестов, была отменена и та конституционная реформа 2004 г., о значении которой для Украины с таким важным видом разлагольствовал Ющенко целых 5 лет. Некоторые же начинания сошли на нет, так, по сути, и не начавшись – вспомним котлован на месте обещанной детской [I]« лікарні майбутнього », [/I]на которую, к слову, деньги собирала вся страна…
Не потребовалось и времени, чтобы понять абсурдность и бесплодность т.н. универсала, подписанного по инициативе Ющенко в 2006 г. – эта бесплодность была видна сразу и многим. Последующие события полностью подтвердили мнение скептиков: Янукович, из которого Ющенко всё время пытался «делать украинца» и которого, по сути, вернул в большую политику, ныне [I]допокращувався[/I] до того, что угрозы самому существованию украинского государства сейчас обострились как никогда.      
В международных рейтингах по части развития демократии, свободы прессы и инвестиционной привлекательности в период 2010 – 2013 гг. Украина начала так быстро скатываться вниз, что совсем не верится, что перед этим было целых 5 лет правления самого «демократичного» президента. Вот уж действительно, сгинуло всё, «як роса на сонці»…

Даже сам Ющенко как конкретная личность в первые месяцы и даже годы после ухода с президентского поста сидел где-то настолько тихо и незаметно, что, казалось, его вообще нет и не было никогда. Таков вот почерк нечисти. Как будто и не было ничего…  И никого… Пустота… Только запах серы и разочарование. Совсем как в сказке: золото и драгоценные каменья с криком петуха превратились в смолу и битые черепки… трипольских горшков.

[B]5. Язвы фальшивого лица [/B]

«По мере того, как грех овладевает личностью и лицо перестает быть окном, откуда сияет свет Божий, и показывает все определеннее грязные пятна на собственных своих стеклах, лицо отщепляется от личности, ее творческого начала, теряет жизнь и цепенеет маской… Хорошо подмеченная Достоевским маска у Ставрогина, каменная маска вместо лица – такова одна из ступеней этого распада личности» - можно прочесть у богословов.  
Лицо человека, далеко зашедшего по пути греха - «это тело, местами изъеденное искажающими его прекрасные формы язвами». Искажают такие язвы особенно сильно лица лжецов, обманщиков. А тех, которые предали и обманули миллионы людей, целый народ – страшные язвы искажают особенно сильно. И это, наверное, не только образное выражение, но и самая что ни на есть медицинская реальность.
К слову, версию отравления Ющенко так и не доказали. Ни при его власти, когда у него все было в руках, ни после. И, думаю, не докажут. Я предлагаю другую версию причин того, что стало с лицом Ющенко: причина его язв – мистическое предательство. 
Да только мистикой генпрокуратура не занимается. Поэтому расследование, скорее всего, и будет ходить вокруг да около, не добравшись до сути…
 
[B]6. Нечисть и страх [/B]

И еще важно: нечисть как бы подпитывается нашим страхом и тем более усиливается, чем больше мы боимся. И наоборот: тот сказочный персонаж, который не боится нечисти (обычно это казак или солдат), как правило, легко ее побеждает.
Можно сказать и так: страх, сковывающий человека, есть важная опора тех сетей, которые накидывает на людей все нечистое и злое. Чтобы противостоять злу, надо воспитывать в себе бесстрашие (не безрассудство, а именно бесстрашие). Вспомним, что в Евангелии несколько раз повторяется обращение Христа к верующим: «Не бойтесь…»
Всем своим творчеством и самой жизнью показал, что он не боится, украинский гений Тарас Шевченко.
Не бояться призывали нас и другие известные украинские писатели и поэты. Вспомним нашего земляка Василя Стуса: «Як добре те, що смерті не боюсь я…»

Как показывают недавние события, и народ Украины все меньше боится тех, кто угнетает его, кто накидывает на него сети рабства, кто питается этим страхом. А значит, надежда на освобождение от политической и иной нечисти остается. 
 
 

Статьи

Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Донецк
22.04.2024
18:04

СЭЗ и кризис доверия. Донецкий дневник

Из всего обещанного ранее удалось реализовать только одно – «присоединение» к РФ. Да и то как-то кособоко: вроде, всех обрусили, то есть выдали паспорта с курицами, но по факту «русскими» жители «ДНР» считаются исключительно в своем зоопарке.
Донбасс
21.04.2024
19:30

"Будут разрушаться украинские города, территория Украины все больше будет становиться диким полем". Обзор СМИ оккупированного Донбасса

На минувшей неделе СМИ оккупированного Донбасса в полном соответствии с кремлевскими методичками "переживали" за дальнейшую судьбу Украины, радовались отсутствию у ВСУ западной помощи, а когда палата представителей Конгресса США все же проголосовала...
Все статьи